В этом году крупнейшую в Европе выставку бизнес-авиации ждали с особым нетерпением. Ее участники собрались в Женеве, чтобы решить, как оценивать сложившуюся ситуацию: окончательный ли это крах или очередная потеря высоты, за которой последует новый взлет... Высказывались разные предположения, но в целом эксперты сошлись во мнении – в уныние впадать рано!
<В этом году крупнейшую в Европе выставку бизнес-авиации ждали с особым нетерпением. Ее участники собрались в Женеве, чтобы решить, как оценивать сложившуюся ситуацию: окончательный ли это крах или очередная потеря высоты, за которой последует новый взлет... Высказывались разные предположения, но в целом эксперты сошлись во мнении – в уныние впадать рано!
Говорящая статика
Статическая экспозиция EBACE стала наиболее наглядным индикатором распределения сил в отрасли. В этом году на ней было представлено даже больше самолетов, чем в прошлом — 65 машин. Очевидно, за счет снижения стоимости аренды организаторам удалось привлечь дополнительных участников. А некоторые компании представили только самолеты и отказались от аренды стендов в выставочном комплексе Palexpo.
Среди новеньких бизнес-джетов известных компаний выделялись переоборудованные в VIP-версии региональные самолеты: реактивные Dornier 328 и Avro ABJ, турбовинтовой ATR, что может быть предвестником новой моды. В былые времена такие лайнеры создавались под конкретные заказы и были лишь редким исключением. Однако, в условиях нынешней кризисной лихорадки, когда слово «экономия» становится одним из основных в лексиконе любого топ-менеджера, сравнительно дешевые и при этом производительные региональные самолеты в VIP-комплектации — к тому же, доступные в течение нескольких месяцев, а не лет — становятся особенно привлекательными. Вполне возможно, что это лишь первые ласточки, а с ростом спроса найдут своего покупателя и другие компании, которые давно уже предлагают модификации Bombardier CRJ, Fokker-100 и др. Говорить о буме вряд ли стоит, но определенный вес на рынке данный сегмент вполне может приобрести.
В отличие от прошлого года, заметно не хватает сверхлегких реактивных самолетов (СЛРС). Если в 2008 году стенды и макеты разных фирм были повсюду — в павильонах и на статической экспозиции, то в этом году от былого разнообразия нет и следа. Впрочем, объясняется это довольно просто: даже ведущим производителям, обеспеченным солидным портфелем заказов, приходится нелегко, что уж и говорить о тех, кто еще не вышел на рынок. И уж если многие не смогли пробиться в благополучные времена (вспомним Adam Aircraft и Aviation Technology Group с проектом Javelin), то сейчас это сделать практически невозможно. Из производителей СЛРС порадовал, пожалуй, только один — Honda Aircraft. Похоже, что HondaJet увидит серийное производство и сможет заполнить определенную нишу.
Еще один производитель, в активах которого значатся СЛРС, всерьез нацелен на занятие лидирующих позиций. В доказательство бразильский Embraer показывал на статике уже четыре модели против двух в прошлом году. Все самолеты — Phenom 100, Phenom 300, Legacy 600 и Lineage 1000 — прилетели в аэропорт Женевы своим ходом и предстали перед посетителями, что называется, «во плоти». Для компании, которая вышла на рынок бизнесавиации всего семь лет назад, это отличное достижение, и ведущие аналитические агентства едины во мнении, что Embraer имеет все предпосылки для продолжения динамичного роста в сложных современных условиях. Сами же представители компании осторожны в своих оценках: вице-президент Embraer Executive Jets Луис Карлос Аффонсо прогнозирует возвращение на уровень 2008-го года по поставкам не раньше, чем через шесть лет.
Правильный имидж
После того, как в прошлом году главы автомобилестроительных гигантов США неосмотрительно прилетели в Вашингтон на бизнес-джетах, чтобы просить финансовой помощи у правительства, бизнес-авиация стала более уязвимой для критики. Объектом порицания сначала стали автомобильные магнаты и их непоследовательность: каждый прилетел на отдельном самолете, потратив на перелет немало средств, чтобы просить деньги у налогоплательщиков. Однако со временем негативная оценка перекинулась на бизнес-авиацию в целом.
В связи с этим, одним из главных направлений работы американской (NBAA) и европейской ассоциаций бизнес-авиации (EBAA) на выставке стало улучшение имиджа отрасли и привлечение внимания тех, кто пользуется ее услугами, к необходимости быть более последовательными в своих действиях. Брайан Хамфрис (Председатель EBAA) огласил результаты проведенного PricewaterhouseCoopers исследования, оценивающего пользу, которую бизнесавиация приносит европейской экономике. Оказалось, что отрасль создала около 164 тыс. рабочих мест на континенте, а валовая добавленная стоимость (разница между стоимостью произведенных товаров и услуг и стоимостью изделий (материалов), использованных для их производства) в 2007 году была равна $25,7 млрд, что составило 0,2% от общего ВВП Евросоюза, Норвегии и Швейцарии за этот год.
По свидетельству Джорджа Ларсона, старшего редактора одного из ведущих мировых изданий о бизнес-авиации, отношение к отрасли в Европе более лояльное, чем в США. Видимо, опыт американских коллег подтолкнул европейцев к заблаговременной работе по связям с общественностью, и активные действия по созданию положительного имиджа бизнес-авиации помогут избежать проблем, которые сейчас приходится преодолевать в США.
Зеленое движение
Характерной чертой европейцев остается повышенное внимание к «озеленению». По сравнению с остальным миром, здесь о необходимости снижения шумности и уровня вредных выбросов говорят больше всего. Именно поэтому много компаний показали свои разработки в этой области на EBACE. Так, Honeywell Aerospace представила программу по разработке биотоплива, производство которого не будет конкурировать с пищевой промышленностью. Исследования в этом направлении могут закрепить за корпорацией статус новатора и, возможно, помогут в будущем получить правительственные или общественные гранты. В свою очередь, корпорация Snecma представила на выставке новейшие разработки по повышению экономичности турбовентиляторных двигателей серии CFM. Передовые технологии, разрабатываемые в сотрудничестве с General Electric, позволят сделать компоненты двигателя легче, снизить расход топлива и повысить надежность. Хотя в первую очередь программа нацелена на самолеты класса Boeing-737 и Airbus A320, лучшее быстро находит применение в бизнес-авиации. Производители наверняка начнут присматриваться к новым двигателям, если они достигнут намеченных показателей.
Безопасность — превыше всего
Безопасность традиционно является важнейшей составляющей бизнесавиации, наряду со скоростью и комфортом. На выставке были анонсированы и представлены новые технологии в этой области. Корпорация Bombardier объявила о положительных результатах статических испытаний передовой приборной панели Global Vision. Она базируется на комплексе авионики Rockwell Collins Pro Line Fusion, благодаря которому осуществляется интеграция приборной панели. Стандартная комплектация включает в себя BEVS — Систему улучшенного видения Bombardier. Она позволит пилотам лучше ориентироваться в условиях пониженной видимости и в темноте, а также наблюдать огни ВПП и обстановку на полосе. Безопасность полета повышается и благодаря возможности заранее обнаруживать препятствия на ВПП. Проверку системы в полете планируется провести этим летом на борту Global Express XRS.
В свою очередь, корпорация Honeywell заявила о продолжении работ над комплексом авионики следующего поколения Primus Epic. В числе нововведений — улучшенная интеграция для самолетов с электродистанционными системами управления, пониженное энергопотребление, меньшее количество проводов и использование запатентованных технологий интегрированной навигации и графического планирования полета, которые позволят пилотам легко и быстро вносить изменения в план полета и упростят отслеживание метеоусловий, рельефа и воздушного движения. Компания отметила, что, помимо временно замороженного проекта Cessna Columbus, есть и другие самолеты, которые могли бы использовать новый комплекс, и разработка найдет своих покупателей.
Примером успешных инноваций, представленных на EBACE специализированными компаниями, может служить система по улучшению видимости в случае задымления кабины EVAS. Ее создатель, компания VisionSafe, сообщила, что два крупных авиастроителя — Dassault и Gulfstream — будут использовать ее разработку для повышения безопасности полетов. Корпорация Dassault предлагает установку системы на все новые бизнесджеты в качестве опции, в то время как Gulfstream включила ее в перечень базового оборудования G650. Основной проблемой в случаях задымления кабины является отсутствие видимости — хотя пилоты могут дышать через кислородные маски, плотный дым не позволяет считывать показания приборов и видеть внешнюю обстановку. Полностью автономное надувное средство, которое в сложенном состоянии умещается в небольшой сумке, устанавливается на ключевые приборы и часть лобового стекла, позволяя пилотам считывать необходимые показания, несмотря на задымление кабины.
Время операторов
Основным направлением работы в текущий период может стать повышение качества услуг. Предпосылки к этому очевидны: объем поставок снижается, цены на вторичном рынке опустились до рекордно низкого уровня, а существующий европейский флот продолжает активно летать, и его необходимо обслуживать, проводить плановые проверки, заменять детали — и все это в условиях возросшей конкуренции.
Скорее всего, до выхода из кризиса производители будут соревноваться в новой плоскости. Если в прошлом году все решали новинки и расширение модельного ряда, то сейчас авиа строители смогут сконцентрироваться на обслуживании. Так, Bombardier анонсировал запуск программы PartsExpress и формирование «Группы мобильного реагирования». Эти нововведения помогут европейским владельцам быстрее разрешить ситуации, при которых воздушное судно простаивает по причине неполадок. PartsExpress предполагает использование самолетов европейских авиакомпаний, присоединившихся к программе, для
быстрой доставки необходимых запасных частей. «Группа мобильного реагирования», в свою очередь, состоит из высококвалифицированных механиков, которые смогут оперативно устранить неисправность самолета, сократив тем самым расходы, связанные с простоем.
На первый план могут выйти обслуживающие компании — сервисные центры, комплексы наземного обслуживания, управляющие компании, центры по обучению, терминалы деловой авиации. Их объединяет то, что они предлагают решения для уже существующего флота — новые системы, модернизацию салонов, модификацию региональных лайнеров, чартерные программы, обучение летчиков и т.д.
Вполне возможно, что передышка, связанная с рецессией, позволит повысить качество услуг, оптимизировать процессы, улучшить уровень техобслуживания на европейском и на всемирном рынке бизнес-авиации.
Выставка EBACE 2009 показала, что некоторые акценты сместились. Вместо увеличения портфеля заказов на новые джеты, участники рынка должны вскоре перейти к совершенствованию инфрастуктуры и улучшению качества обслуживания тех, кто уже летает. Что ж, теперь дождемся МАКС и Jet Expo — интересно, что хорошего перепадет на нашу долю?
Источник: Aerojet.su
Автор: Иван Веретенников Upcast Media