…Ле-Бурже. Очередной авиасалон. 48-й по счету в год 100-летия выставки. Если бы не Вторая мировая, то цифры, сегодня точно складывающиеся в кодовое обозначение суперсовременного ближнемагистрального самолета, были бы другими. Но… Но «96-200» тоже будет, потому что есть ощущение, что Бурже был и будет всегда, а все остальное будет потом…
…Ле-Бурже. Очередной авиасалон. 48-й по счету в год 100-летия выставки. Если бы не Вторая мировая, то цифры, сегодня точно складывающиеся в кодовое обозначение суперсовременного ближнемагистрального самолета, были бы другими. Но… Но «96-200» тоже будет, потому что есть ощущение, что Бурже был и будет всегда, а все остальное будет потом…
Нынешний год для Le Bourget особенный: в 2009-м ему исполнилось 100 лет. Легендарное парижское авиашоу практически ровесник самой авиации.
1908 год. К первому десятилетию автомобиля и пятилетию первого полета на аэроплане на всемирном автосалоне в Париже открывается секция, посвященная авиации. В 1909-м – в Парижском выставочном центре Grand Palais – уже первая специальная авиационная выставка. Небывалый успех у публики и визиты зарубежных гостей.
Всего до Первой мировой войны прошли четыре авиашоу. После заключения Версальского мира демонстрационные показы в Париже возобновились, а с 1924 года стали проводиться регулярно. Каждые два года. И вновь война. Теперь уже Вторая мировая.
В 1946 году – возрождение «первой всемирной выставки достижений авиационного хозяйства», а с 1949-го и по сей день – регулярная работа. По нечетным годам и в двухлетнем цикле. Кстати, в том же 49-м воздушные демонстрации, правда единственный раз, состоялись в аэропорту Орли. Потом переходный 51-й, и уже в 1953 году авиашоу окончательно перемещается из центра города, где находится центр Grand Palais, в аэропорт Ле-Бурже в пригороде Парижа. С тех пор Ле-Бурже и стал знаменитым Ле-Бурже, задающим миру тон и отслеживающим мировые успехи.
…Первый среди равных. Само название Le Bourget за полвека стало нарицательным. Если проводить исторические параллели, то Бурже сегодня – это как Всемирная экономическая выставка в Париже XIX века. Для всей авиационной отрасли, и не только, Le Bourget не просто авиапарад, престижный салон или обязательная коммерческая экспозиция. Благодаря своему размаху и уровню каждые два года он приковывает к себе внимание без преувеличения миллиардов людей на всей планете.
Нынешний «Международный авиационный и космический салон Paris – Le Bourget», а именно таково его полное название, отмечает юбилей в самое, пожалуй, непростое для авиации время. Не война, конечно, но уж точно – «сложный переходный период». И дело не только в кризисе. Дело, пожалуй, в самой авиации. Что дальше? «Быстрее, выше, сильнее?» Уже неактуально, поскольку пройдено. Причем теперь к столетию уже почти всеми. Тогда – «как» и, главное, – «зачем»? Действительно, переходный период. И поэтому – переговоры, переговоры и еще раз переговоры. И контракты как «определяющее будущего». Поэтому даже полеты на Ле-Бурже в первые три дня было решено существенно сократить. Так что на самом деле проблема не в погоде и дожде, хотя мало кто из журналистов отказал себе в искушении сравнить дождливую погоду на салоне с кризисом.
Каких-то серьезных новинок, эпохальных моделей авиатехники на салоне замечено не было. Да и не ожидалось – у индустрии сегодня другие задачи, под которые и перестраиваются все «запуски» и «стартапы». На этом фоне дебют российского «Суперджета» стал для салона событием. Подтверждение тому – предварительные контракты на поставку 54 машин. 30 SSJ-100 покупает Malev, 24 – пермский «Авиализинг».
Среди вертолетов первенство было у Bell 429, который привлек внимание более 40 потенциальных покупателей. Полеты на этой машине не прекращались в течение всего времени проведения салона и были отмечены самыми высокими отзывами.
Ну а основными покупателями на Ле-Бурже стали представители Ближнего и «Дальнего» (но не нашего) Востока. Etihad Airways (ОАЭ) подписала соглашение о приобретении авиационных моторов (GE, Engine Alliance и Rolls-Royce) на общую сумму до $14 млрд: крупнейшая сделка в сегменте авиационных моторов за всю историю существования отрасли. Airbus продал 20 лайнеров A320 Qatar Airways, еще 10 A350 покупает бюджетный перевозчик Air Asia, 16 машин A321 уходят к компании Vietnam Airlines.
Вторым сюрпризом выставки после SSJ-100 стал колоссально выросший интерес к «беспилотникам», за которыми, по мнению и военных, и гражданских экспертов, будущее. Европейские компании «Сажем» и «Стемме» впервые продемонстрировали разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) большой продолжительности полета «Патроллер», который, как обещано разработчиками, превзойдет даже знаменитый американский «Глобал хоук», способный летать между континентами.
И все-таки главное – это то, что, несмотря ни на какие «передряги», ни у кого даже в мыслях не возникло, что выставку можно отменить. Бурже – как константа. Как индикатор. Если Ле-Бурже есть и на нем есть мы, значит, все не так уж и плохо.
Источник: Jet # 7 (53) 2009