Интервью с генеральным директором Etihad Airways Джеймсом Хоганом
Летом 2008 года Etihad Airways сделала на авиашоу в Фарнборо один из крупнейших заказов на новые самолеты. До 2017 года в Абу-Даби "получат прописку" 100 Airbus и Boeing. Несмотря на кризис, ближневосточный перевозчик надеется выйти в прибыль в 2011 году. О том, почему Абу-Даби включился в гонку за пассажиров по всему миру и почему не стоит вступать в авиаальянсы, корреспонденту РБК daily Марии Рыбаковой рассказал генеральный директор Etihad Airways Джеймс Хоган.
- В июле 2008 года вы разместили рекордный заказ: заказали на авиашоу в Фарнборо 55 Airbus и 45 Boeing. Эти заказы еще в силе?
- Да, в Фарнборо мы заказали самолеты Airbus A320 (20 самолетов), A350 (25 самолетов), A380 (10 самолетов), Boeing 777 (10 самолетов) и Boeing 787 (35 самолетов). Все заказы в силе, мы ничего не отзывали. A320 должны поставить к 2011 году, пока эти сроки соблюдаются. Boeing 777 обещаны нам также к 2011 году. Насколько я знаю, эти сроки также соблюдаются. Последняя партия машин поступит в наше распоряжение в 2017 году, это будут Boeing 787.
- Чем вы объясните преобладание в вашем парке самолетов компании Airbus?
- Мы тратим много времени и сил на анализ всех предложений на рынке. Те самолеты, которые мы заказываем сейчас, формируют оптимальный флот. С момента основания авиакомпании мы всегда отдавали предпочтение сочетанию самолетов Airbus и Boeing в нашем флоте. Кроме того, нам выгодно поддерживать конкуренцию среди производителей, это позволяет в ходе переговоров получить лучшую цену.
- Население ОАЭ всего 5 млн человек. 100 новых самолетов - не слишком ли много?
- Мы исходим из общих тенденций развития ОАЭ, а также роли, которую компания отводит себе в этом процессе в Абу-Даби в будущем. Речь идет о значительных инвестициях в развитие инфраструктуры, строительство многочисленных туристических и деловых объектов.
Кроме того, не стоит забывать, что в трех часах лета от нас находятся страны с огромным населением. Персидский залив сейчас становится ключевым транзитным регионом по многим направлениям.
- Как, по-вашему, когда кончится кризис в сфере авиаперевозок?
- Думаю, отрасль выйдет из кризиса к концу этого года - началу следующего. Единственный регион, где небольшой рост отмечен уже сейчас, - это как раз Средний Восток.
- Вы уже вышли в прибыль?
- Etihad Airways существует на рынке всего шесть лет, и пока в прибыль мы не вышли. За последние три года мы открыли 30 новых направлений, в то время как другие компании открывают максимум по два-три. Сейчас у нас 57 направлений, к 2017 году расширим географию до 100. Ну а выйти в прибыль рассчитываем уже к 2011 году.
- Планируете ли расширять географию полетов по России? Интересуют ли вас страны СНГ?
- Россия - это одно из тех направлений, которое мы намерены активно развивать. Пока у нас только один рейс из Москвы в Абу-Даби. В будущем мы думаем увеличить количество рейсов в день, а также заменить узкофюзеляжные самолеты широкофюзеляжными.
- У вашей компании есть премиальный зал ожидания в аэропорту Хитроу. Не планируете открыть подобный зал в Домодедово?
- В Лондон у нас летают самолеты три раза в день, поэтому мы и решили сделать там премиальный зал ожидания. Когда начнем летать в Москву хотя бы два раза в день, откроем лаунж и в Домодедово.
- Какова ваша ценовая политика в отношении России?
- Хотим быть как Apple, символизировать собой доступную роскошь. Ведь вроде бы iPod не самый лучший с технической стороны проигрыватель, но все хотят иметь именно его. Это люкс, но все же доступный люкс.
- Чувствуете конкуренцию со стороны Emirates и Qatar Airways?
- В борьбе с ними мы делаем ставку на новые самолеты: сегодня уже совсем другие эконом- и бизнес-класс. Кроме того, делаем ставку на то, что само направление Абу-Даби станет популярней в ближайшее время.
- Планируете ли вы вступить в один из альянсов авиаперевозчиков? Например, в Sky Team?
- Нам это не нужно. У нас достаточно большой флот, к тому же вступление в альянс - это тоже инвестиции.