Состоялась конференция "Развитие отечественного рынка авиаперевозок: вызовы и возможности"

С докладом об инновационном принципе деятельности аэронавигационного комплекса выступил руководитель Федеральной аэронавигационной службы Министерства транспорта Российской Федерации Александр Нерадько.

19 ноября 2009 года в рамках Международного транспортного форума "Транспорт России: становление, развитие, перспективы" состоялась конференция "Развитие отечественного рынка авиаперевозок: вызовы и возможности".

С докладом об инновационном принципе деятельности аэронавигационного комплекса выступил руководитель Федеральной аэронавигационной службы Министерства транспорта Российской Федерации Александр Нерадько.

"Рекомендуемые ICAO процедуры перехода к системе автоматического зависимого наблюдения, накопленный отечественный опыт и инновационные разработки российской промышленности настоятельно диктуют необходимость ускорения модернизации аэронавигационного комплекса страны, его интеграции в мировую аэронавигационную систему", - заявил А. Нерадько.

В 2006-2008 годах специалисты Росаэронавигации разработали "Концепцию развития систем связи, навигации и наблюдения для организации воздушного движения Российской Федерации" и "Техническую архитектуру Аэронавигационной системы Российской Федерации". В основе этих документов заложены планы поэтапного внедрения и создания единой системы автоматического зависимого наблюдения с целью комплексного решения задач повышения безопасности и эффективности функционирования Единой системы организации воздушного движения. На ближайшую перспективу предполагается развитие пробных проектов, введение инноваций по регионам и, наконец, создание единой системы.

"Инновационные технологии существенно повышают характеристики поля наблюдения на маршруте и в зоне аэродрома, оптимизируют наблюдение за воздушными судами авиации общего назначения, в том числе на малых и предельно малых высотах, а также наблюдение беспилотных летательных аппаратов, - сказал А. Нерадько. - Автоматическое зависимое наблюдение выводит на новый качественный уровень проведение поисково-спасательных операций, наблюдение воздушной обстановки непосредственно на борту воздушных судов, наблюдение воздушных судов и автотранспорта в аэропорту в сложных метеоусловиях, предупреждение экипажа об опасном сближении с другими воздушными судами и землей. При этом вещательное автоматическое зависимое наблюдение позволяет автоматически передавать с борта воздушного судна сообщения (координаты и другую необходимую информацию) всем оборудованным потребителям, в том числе центрам управления воздушным движением, соседним воздушным судам, а также аэродромным автотранспортным средствам".

В системах связи в отношении многих аспектов управления воздушного движения будет осуществлен переход от использования речевой связи к передаче цифровой информации, что наряду с использованием систем определения местоположения ГЛОНАСС - GPS повысит качество навигации и наблюдения и, как результат, качество аэронавигационного обслуживания от "перрона" до "перрона".

Запланированные этапы полета воздушного судна будут определяться группой 4-мерных точек, включающих три пространственных измерения и время для каждого этапа полета от взлета до посадки, в том числе этап маневрирования воздушного судна на земной поверхности аэродрома. Обмен цифровой информацией, осуществляемый в режиме "машина-машина", позволит определить наиболее выгодную траекторию полета, учитывающую намерения эксплуатанта воздушного транспорта и возможности системы управления воздушного движения. Предполагается представление метеорологической и аэронавигационной информации в цифровой форме, обеспечение потребностей пилотов и диспетчеров в реальном времени.

Принцип организации полетов на основе расчета траекторий позволит снизить количество задержек авиарейсов к 2018 году на 35-40%, повысить пропускную способность аэропортов. Авиаперевозчики получают возможность экономии авиационного топлива, его потребление существенно сократится. Внедрение новейших технологий позволит минимизировать негативное влияние авиации на окружающую среду. Спрямленные маршруты, более эффективные заходы на посадку и вылеты в зоне аэродрома уменьшают эмиссию углекислого газа и уровень шумов авиационных двигателей.

"Тенденции развития мировой практики аэронавигационного обслуживания будут уже в обозримой перспективе развиваться по принципу предоставления наиболее качественного аэронавигационного обслуживания воздушным судам, оснащенным современным оборудованием", - заявил А. Нерадько.