Вертолетный скепсис

Алексей Королев: "Не то, чтобы я не верил в перспективы вертолетного рынка. Я не верю в его способность к значительному росту. Особенно в корпоративном сегменте. Вертолеты обречены сидеть в своей узкой и весьма специфической нише..."

Не то, чтобы я не верил в перспективы вертолетного рынка. Я не верю в его способность к значительному росту. Особенно в корпоративном сегменте. Вертолеты обречены сидеть в своей узкой и весьма специфической нише. Война, пожар и спецработы – вот, грубо, и весь их удел. Именно здесь они реально незаменимы. Но эти ниши остаются неизменными уже лет 30—40, и оснований для их существенного расширения и/или качественного изменения что-то не заметно. Разве что, причины для рывков найдутся в локальных масштабах – в отдельных регионах или странах. Но вряд ли это сильно отразится на глобальном объеме.

В качестве корпоративного/частного транспорта вертолеты тоже весьма специфичны. С чисто утилитарной точки зрения им часто приходится конкурировать с автомобилями. При довольно приличном выигрыше в скорости, преимущества в комфорте довольно спорны. Про экономику вопроса я лучше промолчу. Конечно, там, где нет дорог, расстояния значительны, а взлетно-посадочные полосы отсутствуют, у винтокрылых машин нет конкурентов. Но это опять-таки очень узкая ниша, в которой признаков заметного расширения тоже не видно.

Но. Исключение есть. Это сегмент легких поршневых вертолетов, осваиваемый компанией Robinson с фантастическим успехом. Стоимость таких машин настолько низка, что делает их доступными для довольно широкого круга частных владельцев. Но летно-технические характеристики этих вертолетов сильно сужают круг их применения. В значительной мере многочисленные персональные «робинсоны» - это игрушка для тех, кого тянет в небо. Все это сильно привязывает данный сегмент рынка к экономическим циклам. Почти так же сильно, как поршневые самолеты. Экономика прет вверх, денег много, финансирование доступно – отчего же не купить летающую забаву? Когда же экономика входит в зону турбулентности, шутки принято оставлять в стороне. Тем не менее, именно легкий поршневой (а с приходом R66 и однодвигательный газотурбинный) сегмент вертолетного рынка будет однозначно в будущем лидировать по количеству поставок. Но в денежном отношении удельный вес этого сектора сравнительно невелик.

Недавно выпущенный прогноз Honeywell только подкрепляет мои сомнения. На ближайшие 5 лет специалисты компании прогнозируют поставку 3750—4250 гражданских вертолетов, что очень близко к результатам прошедшей пятилетки – 3900. Опрос эксплуатантов, на котором базируются выкладки Honeywell, продемонстрировал четкое снижение планов по покупке новой техники и обновлению парка. Кризис вернул вертолетный рынок к его недавнему прошлому, которое отличалось крайне медленным развитием, граничащим со стагнацией. Другой «вертолетный» прогноз – компании Rolls-Royce – более оптимистичен и обещает стабильный рост в долгосрочной перспективе (10300 машин за 10 лет). Поживем – увидим.

Да, и еще одно важное добавление: пожалуйста, не забывайте, что автор всего здесь написанного крайне субъективен. И очень зависим. Правда, только от самого себя и цифр статистики.

Источник: Новый реактивный период

Автор: Алексей Королев