Скоро перемещаться над Петербургом на частном вертолете станет просто: разрешения на полет станут выдавать в Смольном, а парковаться разрешат у СКК, на Васильевском острове и т.д.
Комитет по транспортно-транзитной политике Петербурга (КТТП) пытается снять запрет для вертолетов на полеты над городом уже не первый год. Запретная зона довольно велика и представляет собой пятиугольник с вершинами в районе станций метро "Старая Деревня", "Выборгская", "Новочеркасская", "Звездная" и "Проспект Ветеранов".
Как пояснили в комитете, сейчас решение вертолетного вопроса находится на завершающей стадии - документы направлены в Генеральный штаб ВС РФ. Ранее председатель комитета Николай Асаул заявлял, что проблема будет решена к лету этого года.
Суть изменений сводится к следующему: запретная зона для полетов над городом должна быть заменена зоной ограничения. Полеты над запретной зоной возможны только с разрешения Генштаба ВС РФ и Северо-Западного межрегионального управления аэронавигации, то есть добро надо получать на федеральном уровне.
Разрешения на полеты в зоне ограничения выдают местные органы власти - КТТП и региональное управление ФСБ. Федеральные органы власти лишь осуществляют контроль. Внесение изменений, о которых ходатайствует Николай Асаул, упростит процедуру получения разрешения для полетов над городом. Сейчас согласование одного полета над Петербургом занимает не меньше месяца, а также требует наличия "административного ресурса".
В прошлом году Смольный разработал отраслевую схему размещения вертолетных площадок в городе. Согласно ей в Петербурге планируется построить три вертодрома для хранения около 120 вертолетов и 19 посадочных площадок. Семь площадок будут организованы на территории лечебных заведений, по одной - в пассажирском порту на Васильевском острове и у СКК "Петербургский", также целая сеть площадок будет располагаться вдоль КАД.
При этом сейчас в Петербурге 15 частных вертолетов. Их владельцы сталкиваются не только с административными трудностями, но и с отсутствием инфраструктуры. Всего в Северо-Западном управлении Росавиации учтено 17 посадочных площадок.
Среди них - площадки на крыше отеля "Амбассадор" (открыта в 2005 году, но в самом отеле не смогли рассказать, как площадка используется сейчас), на пивоваренном заводе "Степан Разин", на территории яхт-клуба "Геркулес". Кроме того, в большинстве новых бизнес-центров организованы вертолетные площадки на крыше, но они не сертифицированы и не функционируют.
Пока владельцами частных вертолетов активно используются только две вертолетные площадки - Центрального яхт-клуба и на территории Петропавловской крепости. Постоянно вертолеты МЧС приземляются на посадочные площадки у НИИ скорой помощи им. Джанелидзе и у детской городской больницы №1.
Директор Центрального яхт-клуба Николай Норнов рассказал "Деловому Петербургу", что вертолетная площадка в клубе существует с момента его создания (с 1980-х гг.) и с тех пор ни разу не реконструировалась. За год на площадку вертолеты приземляются около 100 раз (вертолеты членов яхт-клуба и компаний, которые используют вертолеты для работы).
Несмотря на грандиозные планы Смольного, бизнес пока не спешит вкладывать деньги в строительство вертодромов и вертолетных площадок. Инвестиции огромные, а перспективы туманные. К примеру, в 2009 году АНО "Альянс-Авиа" (подконтрольно главе Дирекции по строительству транспортного обхода Петербурга Борису Мурашеву) заявило о планах построить вертодром.
На двух участках размером более чем 15 га появится взлетно-посадочная площадка, стоянка для хранения 50 вертолетов и станция техобслуживания. Эксперты оценили стоимость проекта в 250-300 млн рублей. При этом, по оценкам участников рынка, строительство самой простой вертолетной площадки обойдется в 60-70 млн рублей. А организация посадочной площадки на крыше дома делает его строительство дороже в 1,5 раза.
Поэтому примеров частных инвестиций в вертодромы не так много. В России, как правило, такие проекты реализуют общественные организации за счет дилеров вертолетной техники. При этом на местах проекты зачастую лоббируют владельцы вертолетов, которые нередко имеют доступ к административному ресурсу.
Использование вертолета в Петербурге - удовольствие тоже недешевое. Как рассказал генеральный директор вертолетного клуба "Аэросоюз-СПб" (официальный дилер в России американских вертолетов Robinson) Сергей Караев, в год на вертолет придется тратить не менее 500 тыс. рублей. А вот летают они в среднем 100 часов в год.
При этом получать разрешение на полеты в 50 км от Петербурга не нужно, и зачастую, по словам эксперта, вертолеты становятся дорогой игрушкой для полетов "к другу на дачу". А вот совершить полет над городом без разрешения властей и остаться незамеченным совершенно невозможно.
По мнению Сергея Караева, сейчас идет постепенное упрощение системы получения разрешений для полетов и интерес к вертолетам постоянно растет. Основная причина в том, что сеть автодорог в городе не развивается, а количество машин постоянно растет. Для того чтобы преодолевать пробки, нужно альтернативное средство передвижения.
В прошлом году ООО "Грегорис Карс" начало продавать в Петербурге вертолеты Robinson. Эта компания стала скандально известной после того, как МВД РФ возбудило уголовное дело по контрабанде машин общей стоимостью $3,6 млн, которые были обнаружены в салоне "Грегорис Карс". Дело было закрыто, обвинений никому не предъявлялось. Как рассказал владелец компании Григорий Брудный, за время кризисного 2009 году удалось продать только два вертолета.
Сейчас компания ведет переговоры о продаже сразу трех вертолетов. На крыше самого салона (Выборгская наб., 50) есть вертолетная площадка, которая пока не сертифицирована и не эксплуатируется.
Кстати:
1,5 млн евро стоит самый простой из современных вертолетов. Более мощная (двухмоторная) машина будет стоить уже около 2,5 млн евро.
Сейчас на кольцевой автодороге Петербурга есть две посадочные площадки (на территории Ленобласти). Еще четыре появятся на развязках КАД в черте города.
Источник: Деловой Петербург