Показатель жизнеспособности.

Выставка JET EXPO 2010 собирает тех, кто полон решимости работать в непростых условиях.

Помнится, когда компьютерные гении изобретали интернет, в научных журналах разгорелись дискуссии о будущем некоторых направлений человеческой деятельности. В частности, много писали о выставках: отомрут, дескать, за ненадобностью. Куда удобнее, мол, получить всю информацию по компьютерной сети. Но выставочный бизнес выжил, потому что людям все еще нужно общаться вживую. Примерно то же самое мы наблюдаем сегодня, когда кризис мировой экономики заставляет урезать лишние расходы. Отрасль деловой авиации переживает сложный период своей истории, но участие в выставке JET EXPO считается непременным. Хотя, может быть, и не для всех, а только для тех, кто планирует бизнес хотя бы в среднесрочной перспективе. По нашим временам и это немало.

Коса и камень

Итак, теперь уже совершенно очевидно: лопнул пузырь мирового рынка услуг бизнес-авиации. Даже забавно вспоминать теперь те разговоры, что были лет пять назад. Некоторые аналитики уже тогда отмечали, что рынок перегрет и рано или поздно начнет остывать и сдуваться. Но на уровне профильных СМИ эти мнения озвучены не были. Да и то правда: какому же нормальному человеку в разгар лукуллова пира захочется думать о приступе гастрита? А он таки случился.

Ситуация на рынке показала всю умозрительность наших представлений об экономике, потому что наряду с изменениями, в общем-то, очевидными происходят вещи странные и, как пока еще кажется, антинаучные. Вместо того чтобы стремительно сокращаться, число компаний в некоторых секторах стало расти (речь идет прежде всего о брокерах), а резрекламированная система авиатакси, о которой говорили как о сверхустойчивом бизнесе, рухнула первой, чувствительно ударив по портфелям заказов производителей (отказы насчитывают многие десятки легких бизнес-джетов). У производителей дела идут вообще странно: мы всегда думали, что в тяжелые времена желательно отказаться от перспективных программ и сосредоточиться на оптимизации серийного производства, но некоторые «гранды» упорно тащат в светлое будущее проекты новых бизнес-джетов. О ближнесрочной перспективе говорят как-то уклончиво, тем не менее шила в мешке не утаишь: серийное производство работает на исполнение отложенных заказов, а новых-то практически нет. Интересно, что будет года через два, когда огромные очереди, набранные в годы процветания, будут полностью исчерпаны?

Обо всем этом можно будет поговорить на выставке JET EXPO 2010, которая состоится в выставочном центре «Крокус Экспо» 15–17 сентября.

Локализация интересов

Выживание в условиях кризиса пока еще требует сокращения расходов, а в дальнейшем, очевидно, повлечет более существенные корректировки и нововведения. Операторы могут начать демпинговать так, что брокерам придется работать даром, да еще и приплачивать за вход в собственный офис. Производители авиатехники, возможно, вспомнят старые добрые времена и начнут предельно упрощать конструкцию самолетов, а некоторые, наоборот, сделают ставку на сверхсовременные технологии. Как это будет происходить в реальности, мы пока еще не знаем, а потому возлагаем большие надежды на JET EXPO 2010 – выставка поможет озвучить и рассекретить многое из того, о чем сегодня участники рынка бизнес-авиации только размышляют.

Есть основания полагать, что состав участников выставки в этом году может стать несколько иным. Формально он не меняется: в выставке примут участие производители и эксплуатанты воздушных судов, авиаброкерские фирмы, производители салонов и спецоборудования для бизнес-джетов, компании, предоставляющие услуги по наземному обслуживанию самолетов, центры технического обслуживания, страховые компании, аэропорты, авиа-бизнес-терминалы и ВИП-залы, поставщики бортпитания, топливозаправочные комплексы, транспортные компании и другие организации, работающие в области авиационных бизнес-перевозок. В первом приближении перечень участников выглядит достаточно монолитным, но на деле он, возможно, будет существенно усилен производителями. Пока еще судить об этом сложно, но некоторые тенденции дают к тому основания.

JET EXPO – может быть, единственная сугубо локальная выставка бизнес-авиации и услуг, связанных с ней. Да, официально она считается международной и формально является таковой. Но на деле JET EXPO всегда представляла срез сложного переплетения интересов, представленных главным образом в центральном регионе России. Что уж там скрывать – российская бизнес-авиация обслуживает прежде всего направления, проходящие через аэропорты московского аэроузла, что объясняется специфической географией интересов российского бизнеса. Такая локальность представляет особый интерес для потенциальных участников, потому что фактически дает полную картину ситуации на очень емком, но географически узком российском рынке. Рынок-то уникальный, от этого никуда не уйдешь.

Станет ли JET EXPO 2010 локальной выставкой производителей? Вполне возможно. Ежегодные весенние презентации новых и хорошо знакомых самолетов уже начались, подтверждая тот факт, что российский рынок остается привлекательным даже сегодня, когда многие другие регионы мира показывают полное отсутствие интереса к покупке новых служебных самолетов. В конце концов, выставка – это легитимная возможность вести бизнес фактически на чужой территории, и успех этого дела зависит от формата участия. Излишняя скромность здесь идет во вред делу.

Сегодня, когда прогнозы аналитиков настолько разнообразны и неточны, что полагаться на них в бизнесе почти уже нет возможности, единственным критерием истины остается практический опыт. По тому, каким будет итог участия компаний-производителей в JET EXPO 2010, мы сможем судить о состоянии российского рынка, который изнутри оценивается как несуществующий, а извне представляется очень даже перспективным по нашим временам.

Возвращение креатива

Главный принцип современного выставочного бизнеса – «себя показать и на других посмотреть». Разумеется, толщину портфеля подписанных контрактов и заключенных сделок можно будет оценить только на выходе. Но обрисовать контуры рынка по его выставочному отображению именно сегодня, может быть, даже более важно, чем раньше. Поэтому одним из важнейших стимулов к участию в JET EXPO 2010 станет принцип «присутствия в обойме». К тому же сегодня, когда в кругах бизнес-авиации все больше говорят о необходимости соблюдать некий «кодекс чести» как способ борьбы с недобросовестными участниками, выставка дает реальный шанс, что называется, «в глаза посмотреть». Совершенно очевидно: соберутся только те, кто на втором году кризиса удержался от искушения воспользоваться какой-нибудь слишком уж сомнительной антикризисной схемой. Соответственно, любой посетитель JET EXPO 2010 может быть вполне уверен: с экспонентами дела вести можно.

Если год назад бизнес пытался работать еще по старым схемам, то сегодня все активно переходят к разным новым формам ведения дел, изобретают собственные рецепты выживания. Рискнем хотя бы в первом приближении вообразить себе то, как будут выглядеть все эти рецепты, подчас довольно экзотические, будучи собранными в одном месте. Похоже, JET EXPO 2010 станет не просто форумом бизнес-авиации, а выставкой решений. И вот ведь парадокс: практически именно выставкой решений и должна быть JET EXPO (как и любое подобное мероприятие), но становится таковой только сейчас. Да, вредно человеку почивать на успехах – креативность атрофируется. На JET EXPO 2010 мы, очевидно, будем наблюдать ее бурное возрождение.

Александр Швыдкин

Источник: Журнал JET