Подготовка уведомительной системы на заключительном этапе

15 октября 2010 года в Росавиации под председательством Александра Нерадько состоялось совещание, посвященное заключительному этапу выполнения работ по обеспечению вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 года № 138.

15 октября 2010 года в Федеральном агентстве воздушного транспорта под председательством руководителя Росавиации Александра Нерадько состоялось совещание, посвященное заключительному этапу выполнения работ по обеспечению вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 года № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (ФП ИВП).

Новые Федеральные правила использования воздушного пространства России разработаны с учётом стандртов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Они устанавливают новую структуру и классификацию воздушного пространства России. Воздушное пространство Российской Федерации будет разделено на три класса – «А», «С» и «G». Для каждого из них определена высота полётов. В классе «А» она составляет от 8 тысяч 100 метров и выше, полёты осуществляются по приборам под контролем диспетчеров обслуживания воздушного движения. Этот слой воздушного пространства предназначен для полётов магистральных воздушных судов коммерческой, деловой и государственной авиации по воздушным трассам. В классе «С», высотой до 8 тысяч 100 метров, выполняются два типа полётов - по приборам и визуальные полёты, но только под контролем диспетчеров обслуживания воздушного движения.

Для полётов в классе «G» будет установлен принципиально новый, уведомительный порядок использования воздушного пространства. Полёты в этом классе будут выполняться без получения диспетчерского разрешения. Максимальная высота границы воздушного пространства класса «G» варьируется от 300 метров в Ростовской области до 4500 метров в районах Восточной Сибири. Для выполнения полётов в классе «G» пилотам будет необходимо уведомить органы управления воздушным движением о времени и маршруте полёта для получения полётно-информационного обслуживания и аварийного оповещения. При этом для обеспечения безопасности полётов пилотам будет предоставляться вся необходимая аэронавигационная и метеорологическая информация. В случае входа в процессе полёта из класса «G» в класс «А» или «С» пилот обязан установить радиосвязь с диспетчером и продолжить полёт в классе «А» или «С» по его указаниям. При этом двухсторонняя радиосвязь пилот-диспетчер обязательна.
 
Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» уже разработана система сбора планов полётов с использованием сети Интернет и многоканальной телефонной сети общего пользования. Вход в систему будет осуществляться по адресу:
 
http://www.ivprf.ru с 29 октября текущего года. В настоящее время Интернет-портал работает в тестовом режиме. С портала http://www.ivprf.ru также можно будет выйти на сайты Росгидромета и ФГУП «Центр аэронавигационной информации».
 
Определены номера многоканальных телефонов в Главном центре Единой системы организации воздушного движения и семи зональных центрах:
 
Главный центр
(499) 601-07-77
Санкт-Петербургский Зональный центр
(812) 305-17-96
Московский Зональный центр
(495) 662-80-65
Самарский Зональный центр
(846) 278-47-81
Ростовский Зональный центр
(863) 272-38-08
Екатеринбургский Зональный центр
(343) 375-68-68
Новосибирский Зональный центр
(383) 319-00-09
Хабаровский Зональный центр
(41212)41-86-18

 
Специалистами Росавиации и Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» была осуществлена комплексная работа по оптимизации структуры воздушного пространства страны. Так, с 1 ноября с.г. количество постоянных опасных зон сократится с 85 до 59, а число местных воздушных линий уменьшится с 2209 до 510. Значительному сокращению подверглось и число запретных зон и зон ограничений полётов, установленных на постоянной основе. Таким образом, новая структура воздушного пространства станет более удобной для выполнения полётов как воздушным судами коммерческой гражданской авиации, так и авиации общего назначения и сверхлёгкой авиации.
Использование уведомительного порядка выполнения полётов в классе «G» предполагает обязательное ознакомление и обучение пилотов-любителей малой авиации и сверхлёгкой авиации с новыми ФП ИВП. Для выполнения этой задачи Росавиация определила 33 авиационных учебных центра, которым делегировано право обучения пилотов с правилами выполнения полётов в условиях уведомительного порядка. В настоящее время выдано 221 Свидетельство пилота и внесены квалификационные отметки о готовности выполнять полёты в условиях уведомительного порядка использования воздушного пространства. Проводится замена Свидетельств пилотов сверхлёгкой авиации. В свидетельства пилотов-любителей проставляются квалификационные отметки, а также вместо Свидетельств пилотов-любителей Федерации любителей авиации выдаются Свидетельства пилотов-любителей гражданской авиации Российской Федерации. Эти данные вносятся в Единую электронную базу Росавиации по авиационному персоналу, воздушным судам и эксплуатантам гражданской авиации. Также в неё внесена информация о состоянии воздушного парка гражданской авиации страны.  В государственный реестр воздушных судов внесены данные о 1200 воздушных судах категории единичных экземпляров (несерийного производства) и 631 воздушном судне категории сверхлёгкой авиации.
 
Либерализация порядка использования воздушного пространства предполагает, что вся ответственность за обеспечение безопасности полётов при уведомительном порядке будет возлагаться на командира воздушного судна. Для предотвращения умышленных правонарушений при выполнении полётов Минтранс России предлагает внести поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Предусмотренная действующими редакциями этих кодексов ответственность не приводит к уменьшению авиационных событий, связанных с нарушением использования воздушного пространства.
 
Так, в 2009 году сохранилась тенденция увеличения числа нарушений порядка использования воздушного пространства. По сравнению с 2008 годом, в 2009 году число таких событий увеличилось с 206 до 215. Нарушения в большинстве случаев допускались эксплуатантами (частными владельцами) воздушных судов авиации общего назначения или воздушных судов, не прошедших процедуры допуска к полётам, установленные воздушным законодательством России. Поэтому для совершенствования мер по обеспечению безопасности полётов и усиления ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства предлагается внести ряд поправок в статью 271.1. Уголовного кодекса России «Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации». В частности, пересечение границ запретных зон и зон ограничения полетов в воздушном пространстве России, использование воздушного пространства без разрешения, если такое разрешение требуется в соответствии с законодательством России, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, наказывать лишением свободы на срок от одного года до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет. А в том случае, если эти деяния повлекли смерть двух и более человек - наказывать лишением свободы на срок от трёх до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.
Росавиация выступает также за усиление мер административной ответственности в случае умышленного нарушения правил использования воздушного пространства. Действующий в настоящее время размер штрафа от 2 до 5 тысяч рублей за нарушение правил использования воздушного пространства не является эффективной профилактической мерой для недобросовестных пользователей воздушного пространства.