Как Росавиация работала в 2010 году

11 марта 2011 года состоялось заседание Коллегии Федерального агентства воздушного транспорта «Об итогах работы Федерального агентства воздушного транспорта в 2010 году и основных задачах на 2011 год»

11 марта 2011 года состоялось заседание Коллегии Федерального агентства воздушного транспорта «Об итогах работы Федерального агентства воздушного транспорта в 2010 году и основных задачах на 2011 год»

В заседании Коллегии принял участие Министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин, заместитель министра транспорта Валерий Окулов, руководитель Росавиации Александр Нерадько, руководители межрегиональных управлений Росавиации, учебных заведений гражданской авиации, представители органов государственной власти Российской Федерации, различных организаций и ассоциаций, а также ведущих авиакомпаний и аэропортов страны и авиационной промышленности.

Мы приводим некоторые выдержки из доклада, с которым выступил руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько (полный доклад главы Росавиации)

В 2010 году в центре внимания Федерального агентства воздушного транспорта находились задачи обеспечения устойчивого и безопасного развития воздушного транспорта, а также реализация положений Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года в части гражданской авиации и Концепции создания и развития Аэронавигационной системы России.

В 2010 году с гражданскими воздушными судами коммерческой авиации Российской Федерации произошло 12 авиационных происшествий, в том числе 5 катастроф с гибелью 25 человек. Общее количество авиационных происшествий в коммерческой гражданской авиации и в авиации общего назначения в 2010 году, по сравнению с 2009 годом, при существенном росте перевозок за год, не увеличилось. Показатели безопасности полетов указывают на то, что в последние 20 лет в гражданской авиации сохраняется тенденция повышения безопасности полетов. Вместе с тем, нестабильность показателей по числу погибших в отдельные годы, указывает на существующие проблемы в этой сфере.

Принимая во внимание ситуацию с состоянием авиапарка, особенно для региональных перевозок, представляется целесообразным появление на рынке организации, оказывающей услуги по лизингу воздушных судов, находящейся под управлением Минтранса России.

Хотелось бы также обратить внимание на возможность принятия в целях повышения безопасности полетов мер, не требующих особых финансовых затрат. Это – восстановление института классности среди пилотов. Присвоение и повышение класса на протяжении многих десятилетий было мощным моральным стимулом повышения квалификации авиационных специалистов и обеспечения контроля за безопасностью полетов. Первый класс пилота присваивался приказом министра, а нагрудный знак вручался им лично или по его поручению. Этот институт продолжает действовать во многих видах транспорта, в вооруженных силах. И было бы неверным не использовать любой фактор для работы в области безопасности полетов. Данное предложение поддерживается профсоюзом летного состава, ветеранами и почти всей авиационной общественностью.

В настоящее время в реестр аэродромов гражданской авиации включено 332 аэродрома.

117 аэродромов образуют национальную опорную аэродромную сеть. В 2010 году развитие аэродромной сети осуществлялось в рамках реализации 4 федеральных целевых программ. Благодаря мерам государственной поддержки с 2008 г. удалось приостановить уменьшение количества гражданских аэродромов, а в 2010 г. впервые с 1992 г. увеличить аэродромную сеть на 4 аэродрома. В настоящее время из 71 международного аэропорта имеют комплексный сертификат 69 и 161 аэропорт регионального и местного значения.

С целью уменьшения затрат на сертификацию, упрощения процедуры сертификации аэропортов регионального и местного значения Росавиацией принято решение о наделении МТУВТ (Межрегиональные территориальные управления воздушного транспорта) Росавиации правом принятия решения по результатам сертификации указанных аэропортов.

В 2010 году часть средств ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)» была возвращена в федеральный бюджет в связи с невыполнением отдельных программных мероприятий. Имеются предпосылки к повторению этой ситуации и в текущем году. Основными причинами неполного использования финансовых средств являются: получение отрицательных заключений ФГУ «Главгосэкспертиза России» на проектную документацию, разработанную единственным поставщиком (головным исполнителем) этой программы ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», а также неэффективное взаимодействие ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» с данным исполнителем, что было отмечено при проверке Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

В рамках реализации ФЦП «Глобальная навигационная система» в 2010 году 11 аэропортов гражданской авиации оснащены наземными средствами функциональных дополнений ГЛОНАСС (GBAS), которые позволяют обеспечивать заход на посадку воздушных судов с использованием сигналов спутниковых навигационных систем.

Впервые в истории отечественной авиации введены в действие уведомительный порядок использования воздушного пространства и его классификация. Установлены границы классов воздушного пространства A, C и G, проведены мероприятия по уменьшению границ районов аэродромов и аэроузлов, значительно сокращено (с 2209 до 510) количество местных воздушных линий. Впервые удалось реализовать принципы гибкого использования воздушного пространства путем активации зон ограничения полетов только на период деятельности, в интересах которой они установлены. Организовано предоставление полетно-информационного обслуживания пользователей воздушного пространства на базе сети из 169 местных диспетчерских пунктов.

С 1 ноября 2010 года возможностью полетов в уведомительном порядке в классе G воспользовались более 2300 пользователей воздушного пространства различных категорий.

В 2010 году Росавиацией впервые начата работа по ведению Единого государственного реестра прав на воздушные суда. Рассмотрено 1 700 заявлений от правообладателей и зарегистрированы права на 850 воздушных судов. Первый год работы по этому направлению позволил выработать дополнительные предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере. В этих целях управлению инспекции по безопасности полетов необходимо подготовить предложения для направления в Минтранс России в установленном порядке.