Решение прекратить полеты над значительной частью Европейского союза после извержения вулкана в Исландии в 2010 году было оправданным, заявили авторы нового научного доклада.
Решение прекратить полеты над значительной частью Европейского союза после извержения вулкана в Исландии в 2010 году было оправданным, заявили авторы нового научного доклада.
Эксперты из датского университета Копенгагена и Исландского университета в Рейкьявике провели детальные исследования пепла, выброшенного в небо над Европой после извержения вулкана Эйяфьядлайокудль. При этом они сравнили размер и структуру пепла, который попадал в атмосферу на ранних этапах извержения, с более поздними выбросами.
Авиационные эксперты решили закрыть европейское небо для полетов авиации, опасаясь, что пепел попадет в двигатели самолетов и приведет к их остановке.
Судя по выводам нового доклада, наибольшую опасность для двигателей представлял мелкий пепел, выброшенный вначале извержения. На последующих этапах стихийного явления структура пепла была более крупной. По словам сотрудницы копенгагенского университета и одного из авторов доклада Сюзан Стипп, пепел, выброшенный в атмосферу вначале извержения, был особенно мелким и острым. Кроме того, он поднимался на большую высоту, чем позже.
Моделирование ситуации
Температура в двигателях современных самолетов составляет около 2000 градусов по Цельсию. При этом, по словам Стипп, частицы стекла в вулканическом пепле начинают размягчаться уже при температуре 800 градусов.
"При тысяче градусов по Цельсию они плавятся. А поскольку они очень маленькие, то это происходит быстрее", - говорит Стипп. По словам эксперта, результаты нового исследования позволяют не только сделать вывод об оправданности запрета на полеты, но и моделировать ситуацию – в случае, если подобное стихийное бедствие повторится."Думаю, самые важные [выводы нашего исследования] таковы: во-первых, авиационные власти приняли совершенно правильное решение, закрыв воздушное пространство", - считает Стипп.
"Во-вторых, мы представили протокол, по которому в будущем можно будет быстро найти ответы на все вопросы, - продолжает эксперт. – Полученные нами данные можно использовать при моделировании ситуации и определить, как будет распространяться пепел, на какую высоту и ширину". "Эти выводы будут больше основаны на фактах, а не на догадках", - заключает Стипп.
Масштаб бедствия
Извержение вулкана в Исландии привело к наиболее масштабным перебоям в полетах гражданской авиации над Европой со времен Второй мировой войны. Потери от стихийного бедствия оцениваются в сумму от 1,5 млрд до 2,5 млрд евро; извержение нарушило планы поездок примерно 10 млн человек.
В 1982 году двигатель лайнера British Airways заглох после извержения вулкана в Индонезии. В 1989-м ситуация повторилась с рейсом KLM над Аляской. Дело могло кончиться трагедией, однако в этих двух случаях экипажам удалось безопасно посадить самолеты.
Источник: BBC Russia