Действительно ли более старые самолеты менее надежны?

Ветхое состояние воздушного судна, низкое качество ТОиР услуг и нехватка опытных пилотов – это одни их самых частых причин авиакатастроф в истории авиации

Ветхое состояние воздушного судна, низкое качество ТОиР услуг и нехватка опытных пилотов – это одни их самых частых причин авиакатастроф в истории авиации.

Прошлогодние авиакатастрофы в России вызвали острую дискуссию о морально устаревших типах воздушных судов и о том, как возраст может повлиять на безопасность полета. С одной стороны, эксперты заявляют, что 70 процентов всех авиационных инцидентов связаны с человеческим фактором. Более того, многие специалисты полагают, что нельзя использовать термин «старый» применительно к воздушному судну, отмечая, что самолеты могут летать на протяжении многих лет, пока все технические процедуры выполняются на должном уровне. Но, все-таки, когда же самолет становиться действительно старым?

Многие крупные авиакомпании эксплуатируют значительное количество самолетов прошлого поколения, средний возраст которых 18 лет. Основная мотивация для перевозчиков обновить своей парк ВС – это снижение расходов на техническое обслуживание, но не стремление повысить безопасность полетов.

«Авиакомпании из Азиатско-Тихоокеанского региона часто стремятся воспользоваться неприязнью и страхом пассажиров перед самолетами старого поколения, повсеместно рекламируя приобретение современных типов ВС. Суть этих действий - внушить пассажиру, что новые самолеты более безопасны и комфортны, чем старые менее надежные и удобные самолеты. Стоит отметить, что некоторые авиалинии в рекламных целях специально обращают внимание пассажиров на срок использования своих самолетов. Например, Сингапурские авиалинии заявляют, что используют самые современные и молодые типы ВС, в том время как на самом деле флот Quantas заметно новее, чем тот, что у Сингапурских авиалиний,» - комментирует заместитель руководителя FL Technics Training Дайнюс Сакалаускас.

В Африке возраст самолетов стал активно обсуждаться после катастрофы 4 мая 2002 года, в результате которой погибли 64 пассажира и 7 членов экипажа. Во избежание подобных инцидентов в будущем, правительство Нигерии запретило допуск самолетов старше 22 лет в свое воздушное пространство.

«На мой взгляд, самый правильный вопрос в данной ситуации: «Как часто необходимо проводить техническое обслуживание самолета?». Эксплуатация более молодого флота само по себе не дает гарантию безопасных полетов. Новый самолет в руках неопытного пилота не менее опасен, чем 20-летний самолет, прошедший все необходимые процедуры ТОиР», - говорит Д. Сакалаускас.

Говоря о возрасте самолета, необходимо принимать во внимание летные часы и условия эксплуатации, а также материалы, из которых собран самолет – алюминий, сталь, дерево или композитные материалы. Теоретически, любой самолет может настолько часто эксплуатироваться, что в конечном итоге станет непригодным к полетам, однако это редкая ситуация. Чаще проблемы с самолетом связаны с его простоем, нежели с чрезмерной эксплуатацией.

‘Самолет – это машина, и здесь важны не годы, а километры. Возраст ВС влияет только тогда, когда становится экономически невыгодно поддерживать его техническое состояние. Три самых важных элемента ВС – это фюзеляж, ВСУ и двигатели. И если авиакомпания решает заменить 10-летние двигатели на более новые, то срок эксплуатации ВС можно продлить еще лет на 15», - сообщил Д. Сакалаускас.