В небе Беларуси грядет либерализация


Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси предлагает передать обслуживание воздушного движения гражданским органам и ввести уведомительный порядок использования воздушного пространства

Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси предлагает передать обслуживание воздушного движения гражданским органам и ввести уведомительный порядок использования воздушного пространства. Об этом на пресс-конференции сообщил заместитель начальника отдела аэропортов, наземных средств и аэронавигации департамента Александр Акуленко.

Как сообщает агентство
БЕЛТА, Александр Акуленко заявил: «Мы обращаемся сейчас к военным органам и в правительство с предложением передать воздушное пространство гражданским органам обслуживания воздушного движения. Не все так просто, военные не хотят так просто отдавать воздушное пространство, у них есть свое право распоряжаться им».

В бизнес-авиации популярностью пользовался аэропорт Минск-1

В настоящее время законодательно закреплено, что использование воздушного пространства регулирует Минобороны. В полномочия Минтранса входит деятельность только в специально выделенных зонах и на гражданских аэродромах.

Беларусь является единственным государством в Европе, где существует такой порядок, причем введен он был в соседних странах по-разному. «У всех соседей регулирование этих вопросов передано гражданским органам. Это связано с тем, что воздух должен эффективно использоваться, являясь элементом извлечения прибыли», — сказал специалист. Министерство обороны не рассматривает экономические преимущества, оно заинтересовано в обеспечении государственной безопасности. «В этой связи возникают некоторые противоречия при выделении воздушного пространства для пользователей», — констатировал Александр Акуленко.


Специалист напомнил, что в России в 2010 году был жестко поставлен аналогичный вопрос, поскольку там насчитывается большое число пользователей.


Департамент по авиации также подготовил план мероприятий, который предусматривает на начальном этапе введение уведомительного порядка использования воздушного пространства. Белорусские специалисты, в том числе военные, обмениваются опытом с украинскими и российскими коллегами.


В настоящее время в Беларуси действует разрешительный принцип — для того чтобы выполнить полеты любому пользователю, надо запросить разрешение на это.


«Мы подали предложение в правительство по изменению законодательства и введению в Беларуси уведомительного порядка на использование воздушного пространства», — рассказал Александр Акуленко. Таким образом, пользователи должны будут уведомить о своих намерениях органы обслуживания воздушного движения и органы по воздушной обороне.


«Если в правительстве нас поддержат, то мы надеемся со следующего года перейти на уведомительный принцип выполнения полетов в Беларуси», — отметил он.


Следующим шагом должен стать отход от специально установленных маршрутов. Сейчас пилоты должны летать в зоне, которая для этого определена, или по специальному маршруту, который организован органом планирования воздушного движения. «Каждый хочет летать по минимальному расстоянию, что сокращает время полета и расходы на топливо, но это пока не всегда получается», — констатировал специалист. «В будущем году, я надеюсь, мы сможем предоставить пилотам возможность определять самим время, место и маршрут полета, не устанавливая жестких требований», — добавил он.


На сегодняшний день желающий выполнить полет должен запросить соответствующее разрешение за сутки до намеченного события и более. Есть специальные формы заявок. Последние подаются в органы обслуживания воздушного движения — военного или гражданского. Эти заявки рассматриваются, и принимается предварительно решение, которое основано отчасти на загруженности определенного участка воздуха.


В Беларуси есть ряд зон, где полеты ограничены, в том числе в связи с проводимой хозяйственной или военной деятельностью. Например, есть ограничения полетов над Минском и областными центрами. Чтобы пролететь над Минском, помимо выполнения основных условий надо получить разрешение и в Мингорисполкоме.


Еще на этой пресс-конференции была отмечена необходимость в ужесточении мер наказания пилотов-любителей за нарушение правил полетов, приведших к трагическим последствиям.


В последнее время требования законодательства уже были ужесточены. «Мы были вынуждены в позапрошлом году ввести специальные требования в административный процессуальный кодекс Беларуси по ответственности за административное нарушение правил использования воздушного пространства», - отметил Александр Акуленко. Сегодня рассматривается вопрос о большем ужесточении законодательства в этой сфере.


Так, в Украине и России случаи несанкционированного использования воздушного пространства увеличились многократно. В этой связи соответствующие органы этих стран были вынуждены ввести уголовную ответственность за произведенные нарушения. «Видимо, такие же требования мы будем вводить у себя в республике», - добавил он.


В настоящее время в Беларуси основным документом, где сведены основные правовые нормы использования воздушного пространства для различных нужд, является Воздушный кодекс. Кроме этого документа в республике есть ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют использование воздушного пространства. Это касается, в частности, выполнения определенных видов полетов и правил, которые определяют порядок запроса, выдачи разрешения на выполнение полета и контроля за эффективностью использования воздушного пространства.