Кто полетит в «открытое небо»


Развитие гражданской авиации в России наталкивается на серьезное препятствие – тотальный дефицит квалифицированных пилотов. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации может стать допуск иностранных пилотов к выполнению внутренних рейсов

Развитие гражданской авиации в России наталкивается на серьезное препятствие – тотальный дефицит квалифицированных пилотов. Совместное исследование рекрутингового портала Superjob.ru и компании по поиску и аренде авиационного персонала AviationCV.com раскрывает основные аспекты кадровой проблемы отрасли.

По данным компании Boeing, до 2031 года России и странам СНГ понадобится дополнительно 11 900 пилотов. В 2012 году численность выпуска этих специалистов из российских летных училищ составила порядка 600 человек. Далеко не все из них пойдут работать в гражданскую авиацию. «Большинство выпускников летных училищ 2000-2012 годов, разместивших резюме на портале Superjob.ru, не планируют работать по специальности», - констатирует Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.ru.

Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации может стать допуск иностранных пилотов к выполнению внутренних рейсов. По словам М.Соколова, Минтрансом сформирована позиция по допуску иностранных пилотов для работы на внутрироссийских рейсах. «Это будет иметь определенный резонанс, но такого запрета нет нигде в мире. Если пилот имеет международную квалификацию, то почему он не может работать внутри России?» По его словам, иностранные пилоты летают во все российские международные аэропорты, практика показывает, что они не представляют опасности для страны. «Более того, иностранцев нельзя использовать только на регулярных коммерческих рейсах, что касается авиации общего назначения, то они могут работать в сельскохозяйственной авиации. Логики в этом нет, кроме как защитить таким способом рынок», - отмечает М.Соколов.

Снятие запрета на работу иностранных пилотов поможет в краткосрочной перспективе снизить остроту кадровой проблемы. Однако при этом возникает риск снижения безопасности полетов, ведь изначально иностранные пилоты учились по другой системе. Да и качество кадров, которые потянутся в российские авиакомпании со снятием этого запрета, вызывает некоторые сомнения.

Профессиональное сообщество давно обсуждает возможность «открытия неба» для иностранных пилотов. Сейчас, согласно Воздушному кодексу Российской Федерации, в состав экипажа гражданской авиации могут входить только граждане России. По мнению специалистов авиакомпаний, это еще больше сужает рынок труда. «Мы приветствуем "открытие неба" для иностранных пилотов, - говорит Елена Галанова, - поскольку это даст нам больше выбора. В любом случае авиакомпания при выборе пилотов будет руководствоваться принципами качества, а не гражданства. Если у пилота хороший налет часов, сертификаты, опыт, знание английского на достаточном уровне, то у него есть все возможности работать у нас в компании».

Однако надо понимать, что дефицит пилотов сейчас не только в России - зарубежные авиакомпании тоже предпринимают максимум усилий, чтобы привлечь и удержать ценные кадры. Поэтому иностранные пилоты, которых ждет наше небо, – это вполне определенная категория специалистов, которым по некоторым причинам удобнее и выгоднее работать в России, чем у себя на родине.

Говоря об иностранных пилотах, скорее подразумеваются граждане стран бывшего Советского Союза - Украины, Прибалтики и пр. У них советская пилотная школа, хороший опыт, они прекрасно знают русский и английский языки. В то же время потока квалифицированных кадров из развитых стран не ожидается. Да, в Россию могут приехать пилоты из Киргизии, Узбекистана, Казахстана. Но большого количества готовых профессионалов высокого уровня этим законом заманить не удаться.

Скайсте Книзайте, генеральный директор компании по поиску и аренде авиаперсонала AviationCV.com, подчеркивает, что допуск иностранных пилотов – неотъемлемая часть борьбы с кадровым дефицитом летного персонала, принятая в мировой практике. «Прежде всего, это помогает авиакомпаниям в краткосрочной и среднесрочной перспективе, пока внутренний рынок не набрал нужных оборотов по подготовке кадров, - утверждает эксперт. – Привлечение иностранных пилотов также способствует повышению конкуренции на рынке труда. В долгосрочной перспективе это может несколько снизить темпы роста зарплат, а также благоприятно скажется на качестве работы пилотов».

Однако «открытие неба» сопряжено с необходимостью решения ряда вопросов. Прежде всего, это аттестация иностранных пилотов на знание российских требований и языков (русского и английского). Разрешение этих сложностей потребует вложения определенных средств (аттестация, обучение и переучивание при необходимости).

Безусловно, необходим четкий механизм, позволяющий адаптировать знания и опыт иностранных пилотов к российским условиям. Для создания такого механизма будет полезно обратить внимание на опыт других стран, где этот вопрос решается по-разному. Так, по словам Скайсте Книзайте, в Китае процесс трудоустройства пилота может затянуться до 6 месяцев, а в Европе те же процессы займут несколько недель. В азиатских авиакомпаниях пилоты нередко выплачивают штрафы в размере годового бонуса или месячной зарплаты, если в ходе полета они не полностью или неправильно следовали инструкциям (что происходит, в том числе, и из-за плохого владения английским языком работников наземных диспетчерских служб).

Основной дискуссионный момент, связанный с привлечением иностранных пилотов, – риск снижения безопасности полетов как следствие различий в подготовке и языкового барьера. Очевидно, что предыдущий опыт работы пилота с другой системой измерения и ориентирами (футы вместо метров, абсолютная высота – над уровнем моря – вместо относительной – от уровня посадочного аэропорта) может в критической ситуации сыграть злую шутку. Повторение же подобных инцидентов негативно скажется на отрасли в целом.