С 5 февраля вступает в силу постановление правительство РФ о порядке проведения освидетельствования авиационных специалистов и выдачи свидетельств, и в Росавиации опасаются за качество подготовки будущих кадров
Уже с февраля в российском небе будет не протолкнуться: туда станут пускать даже «летчиков-теоретиков». Между тем, параллельно с растущей либерализацией законодательства по отношению к пилотам-самоучкам, эксперты настаивают на том, что безопасность полетов должна быть превыше всего.
Тот факт, что в авиации общего назначения – так называют в первую очередь малую авиацию – в последнее время ситуация безрадостна, специалисты отрасли не скрывают. Более того — представители Росавиации (достаточно закрытого для общества ведомства) во всеуслышание готовы признать, что дела плохи, но могут быть еще хуже. Причем уже в ближайшее время.
«В 2013 году на территории Северо-Запада произошло 21 событие, связанное с безопасностью использования воздушного пространства. В 2012 году, кстати, их было 12. Но следует иметь в виду, что общую ситуацию определяет не количество, а качество летных происшествий. Так вот, если говорить о качестве, то в прошлом году было серьезное ЧП под Мурманском, где в результате опрокидывания вертолета на земле погибли люди – их разрезало винтами. Виноват пресловутый человеческий фактор. Также под Мурманском, в Мурмашах, произошло еще одно ЧП. Самолет Cessna эксплуатировал человек без документов, но при этом совершал полеты с аэродрома государственной авиации. Но самое примечательное, что для 2013 года характерны умышленные нарушения законодательства», — рассказал начальник Северо-Западного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Олег Гринченко.
По его словам, пилоты-частники чаще всего совершают довольно серьезные правонарушения: выполняют полеты на незарегистрированных и даже на неисправных воздушных судах, заливают топливо буквально из бака автомашины или зачерпывают его из бочки, летают без уведомления там и тогда, когда это уведомление требуется, совершают полеты на предельно низких высотах, сами садятся за штурвал без допусков.
В последнее время произошло значительное упрощение процедур, связанных с использованием воздушного пространства. Однако параллельно за последние три года в 2,5 раза возросло и количество воздушных судов. Сейчас только на Северо-Западе насчитывается около 95 самолетов и 116 вертолетов, а всего — около 300 судов (остальные находятся в стадии оформления-согласования). Причем тенденция такова, что количество частных полетов в ближайшее время вырастет еще на 15-20%. При этом на фоне увеличения числа судов и полетов ситуация с их безопасностью остается непростой, и нельзя сказать, что есть качественное улучшение.
5 февраля 2014 в России вступает в силу постановление правительства № 670, утверждающее правила проведения проверки и выдачи свидетельств гражданам, желающим стать пилотами и другими членами экипажа гражданского воздушного судна. По словам специалистов федерального ведомства, теперь «подать на летные права» можно будет, отослав бумаги через Интернет и сдав экзамен заочно.
По словам Олега Гринченко, авиационное сообщество против таких послаблений, и с этим надо бороться. «Я считаю, что подготовка пилотов-любителей организована никак. Практика показывает, что за 50-100 тысяч рублей вам запросто оформят подложные документы. Достаточно учебного плана и наличия какого-никакого преподавателя. У частников нет ничего: ни тренажеров, ни базы. Между тем, учебная база государственных заведений авиации в состоянии переварить и грамотно обучить всех желающих. Там множество тренажеров, более 50 самолетов, и настоящие профессионалы-преподаватели», - говорит он.
Росавиация категорически против упрощения всего того, что, так или иначе, связано с безопасностью полетов. «Но есть и другое мнение», - заметил специалист, не пожелав уточнить, кто именно лоббирует вседозволенность в небе. «Мы, несмотря на рекомендуемую нам политику, все-таки будем настаивать на том, что надо учитывать и опыт», — уточнил он.
В Росавиации обещают, что в ближайшее время они постараются добиться аттестации и переаттестации персонала, в том числе и аэропортов, чтобы никакие «эффективные менеджеры» или «летчики-теоретики» не угрожали безопасности людей и полетов.
По материалам «Росбалт»