EASA рассматривает вопрос об увеличении времени, в течение которого пилот должен среагировать на отказ двигателя на однодвигательных вертолетах
EASA рассматривает вопрос об увеличении времени, в течение которого пилот должен среагировать на отказ двигателя на однодвигательных вертолетах. Этот шаг должен выровнять стандарты сертификации с реальной человеческой реакцией. Новый стандарт, если он будет принят, потребует от разработчиков проектировать вертолеты таким образом, чтобы пилот имел больше времени на реакцию до момента критической потери оборотов несущего винта. Исследование нидерландского аэрокосмического исследовательского центра NLR показывает, что новые правила «добавят» вертолетам вес и стоимость.
Переход в режим авторотации после потери мощности требует от пилота немедленной оценки ситуации и действий. «Текущие требования сертификации предполагают, что пилот должен среагировать в течение одной секунды в крейсерском полете и за 0,3 секунды в других этапах полета», - объясняет Джос Стивенс, старший научный сотрудник отдела вертолетов и аэроакустики NLR.
По мнению исследователей, актуальное время реакции находится в пределах от двух до трех секунд, что далеко за пределами от 0,5 до 1,2 второго допустимого времени реакции, при котором двигатель теряет мощность на висении. Это время эксперты NLR установили опытным путем на вертолетах HeliSport CH-7 KOMPRESS, Robinson R44 Raven I, Bell 206B-3 JetRanger III и AS350B2 Ecureuil. В итоге реальность такова, что в большинстве случаев восстановление управляемости после полной потери мощности на висении маловероятно.
NLR предлагает два варианта увеличения времени, в течение которого пилот может среагировать на нештатную ситуацию: отдельный аварийный источник мощности и увеличение инерции несущего винта. Оба этих варианта предназначены для сохранения оборотов винта выше допустимого минимума пока пилот оценивает обстановку и реагирует.
Однако эксперты признают, что оба решения будут слишком дорогими. В рамках европейского вертолетного парка, дополнительное топливо, сожженное для перемещения дополнительного веса, будет стоить операторам € 6,7 млн. ($ 9 млн.) в год. NLR считает, что это превысит расчетные оценки ежегодной экономии от предотвращенных аварий, погибших и раненых, которые составят около € 3,9 млн. ($ 5,3 млн.).
Также NLR предлагает третий вариант: рекомендовать, а не заставлять, производителям добровольно проектировать вертолеты с увеличенным на две секунды временем реакции. Если предположить, что 12% покупателей предпочтут такие машины, то по расчетам исследователей экономия от этого составит € 470 тыс. ($ 630 тыс.) в год, а дополнительные затраты на топливо будут в районе € 800 тыс. ($ 1,1 млн.) в год.
По материалам AIN