Украина жалуется на Россию в ICAO


Крымское небо может стать штрафной зоной

Киев угрожает Москве исключением из ICAO и многомиллионными штрафами за полеты в Крым российских авиакомпаний. Минюст Украины уже направил претензии в ICAO, рассчитывая на компенсацию убытков и принятие жестких мер в отношении России. Чикагская конвенция предусматривает ряд санкций в отношении государства-нарушителя, в том числе лишение права голоса в ассамблее ICAO и запрет на полеты в другое государство. В результате международные рейсы в Симферополь могут так и не возобновиться, но более серьезные проблемы для России эксперты считают маловероятными.

Украина намерена потребовать от России возмещения убытков в связи с полетами российских авиакомпаний в воздушном пространстве Крыма. Киев рассчитывает использовать в отношении Москвы «квазисудебные инструменты, обратившись с жалобой в Международную организацию гражданской авиации (ICAO)», сообщил министр юстиции Украины Павел Петренко. По его словам, были зафиксированы 3360 фактов нарушений авиационного пространства Крыма, о чем и поставлена в известность ICAO. Министр пояснил, что российские компании не имеют права летать над территорией страны—участницы ICAO без ее ведома. По данным черноморского портала BSNews, вчера в Симферополь было выполнено 56 рейсов 17 российских авиакомпаний.

Размер штрафов за предполагаемые нарушения составляет около $1 млн в день. «Эти суммы предъявлены российской стороне»,— отметил глава Минюста. По его словам, жалоба предусматривает уплату штрафов Россией. «ICAO должна констатировать факт незаконности пересечения авиационного пространства, а затем обязать Россию компенсировать убытки»,— отметил господин Петренко. Но, признает он, Минтранс РФ, вероятно, будет уклоняться от выполнения этих обязательств. Тогда следующим этапом действий украинской стороны станет подача заявления об исключении России из ICAO.

Это очередной виток конфликта Москвы и Киева вокруг воздушного пространства Крыма — стороны давно спорят, какому из государств принадлежит право управлять движением самолетов в небе над полуостровом. В Минтрансе РФ и ICAO на запросы «Ъ» не ответили. Но источники «Интерфакса» в авиационных кругах сообщили, что Россия действительно получила жалобу Украины. В частности, копия письма находится в МИД РФ, и в нем Киев просит ICAO прекратить незаконное вмешательство Москвы в процесс аэронавигационного обслуживания над Крымом и прилегающими водами.

Статьи 84-86 Чикагской конвенции предусматривают вариант разрешения разногласий между государствами путем обращения в совет ICAO, который должен вынести решение. Государство, входящее в совет, но участвующее в споре, отстраняется от процедуры. Если решение не устраивает государство-истца, то его можно обжаловать в третейском суде, создаваемом в каждом отдельном случае. В дальнейшем совет ICAO определяет, выполняется ли окончательное решение суда. В случае нарушений истец имеет право требовать санкций, предусмотренных статьями 87 и 88 Чикагской конвенции. Среди них: запрет деятельности авиакомпании в воздушном пространстве другой страны. Ассамблея ICAO также может приостановить право голоса в ассамблее и в совете, поскольку не выполняются обязательства конвенции.

Российские авиакомпании пока сдержанно реагируют на угрозы Киева. В «Аэрофлоте» и «Трансаэро» отказались от комментариев. В «Сибири» (работает под брендом S7) сообщили, что «следят за ситуацией», но S7 Airlines (авиакомпания «Глобус») выполняет рейсы из Москвы и Новосибирска в Симферополь «в полном соответствии с российским законодательством», поэтому никаких изменений в связи с заявлениями Минюста Украины не предпринимается. Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что, заняв жесткую позицию, Украина может достичь «определенных успехов». Например, международные рейсы в Симферополь в такой ситуации фактически невозможны. Однако возможность изгнания России из ICAO по обнародованной Украиной схеме эксперт считает маловероятным, отмечая, что подобных прецедентов пока не было.

Источник: Коммерсантъ