России и Украине надо договориться о воздушном пространстве, но как?


ICAO предложила России и Украине 8 августа в Париже совместно обсудить вопросы обеспечения безопасности полетов в районе полетной информации (РПИ) «Симферополь»

Как сообщили украинские средства массовой информации, международная организация гражданской авиации ICAO предложила России и Украине 8 августа в Париже совместно обсудить вопросы обеспечения безопасности полетов в районе полетной информации (РПИ) «Симферополь».

Неопределенный с международно-правовой точки зрения статус Крыма порождает техническую проблему двоевластия в воздушном пространстве над Крымом и существенной частью Черного моря. Россия считает полуостров своей территорией, соответственно, и диспетчерское обеспечение осуществляют структуры Госкорпорации по ОрВД. Украина считает Крым своим, и этой позиции, по крайней мере, пока, придерживается в своей резолюции Генеральная Ассамблея ООН. Поэтому, с точки зрения Украины, небо над Крымом должны контролировать украинские диспетчеры.  «Украэрорух» и Eurocontrol объявили данное воздушное пространство небезопасным для полетов воздушных судов и перераспределили его между районными диспетчерскими центрами «Одесса» и «Днепропетровск». В свою очередь, по сообщению  ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», «Крымаэронавигация» осуществляет устойчивое и бесперебойное обслуживание воздушных судов и эффективный контроль над безопасностью полетов Симферопольского РПИ.

Проблема, очевидно, имеет два аспекта: политический, договориться по которому едва ли получится быстро, и технический, по которому, в принципе, можно принять временное решение, которое более или менее приемлемо для всех заинтересованных сторон и нормализует ситуацию в РПИ «Симферополь». Вероятно, именно это и предлагает достичь ICAO на переговорах в Париже. Ситуация, однако, усугубляются тем, что обеим сторонам крайне трудно удержаться от перевода дискуссии в политическую плоскость, что ведет к неизбежному тупику.

Именно так можно истолковать недавний шум, разразившийся в российских СМИ, когда со ссылкой на «источники в Минтрансе» утверждалось, будто «ICAO оставила за Россией небо над Крымом». Абсурдность подобной интерпретации очевидна, поскольку ICAO не занимается политикой, к тому же, будучи организацией при ООН, не может вступать с ней в противоречия. Подобные интерпретации, приписываемые Минтрансу, конечно же, сильно вредят позиции России на предстоящих переговорах.

По идее, для нормализации обстановки было бы целесообразно технически признать сложившийся порядок обслуживания РПИ «Севастополь» как временный, без каких бы то ни было политических выводов. Неизвестно, удастся ли сторонам договориться.

События, тем временем, развиваются не лучшим образом. Российские авиакомпании летают в Крым, как будто это обычные внутренние рейсы. А Украина отслеживает все эти рейсы и фиксирует их как нарушения своего воздушного пространства. Как сообщила газета «БИЗНЕС Online», руководство татарстанской авиакомпании «Ак Барс Аэро» уже получило от украинских авиавластей уведомление о нарушении правил использования воздушного пространства этой страны в связи с полетами в Крым. Похоже, что аналогичные сообщения направлены и другим российским авиакомпаниям, летающим в Крым. По словам представителей украинских властей, за каждый полет российским авиакомпаниям выставляется штраф, и когда величина долга станет достаточно большой (сейчас накопилось уже 17 млн долл.), последует иск о взыскании этой суммы, а после ожидаемого российского отказа Украина выступит с требованием об исключении России из ICAO.

Едва ли сейчас есть смысл обсуждать реализуемость этого плана. Тем не менее, если политическая напряженность будет усиливаться, негативные последствия для российских авиакомпаний вполне возможны, и эти риски надо учитывать. Гражданская авиация — глобальная отрасль, да и мир стал глобален по своей сути. Едва ли конфронтация имеет какую-либо перспективу.

Алексей Синицкий

Источник: АТО