После того как Росавиация опубликовала списки пьяных пилотов за 2014 год, в Государственной думе обеспокоились проблемой безопасности воздушных перевозок
После того как Росавиация опубликовала списки пьяных пилотов за 2014 год, в Государственной думе обеспокоились проблемой безопасности воздушных перевозок, пишут «Известия». Так, в отчете отмечалось, что в 2014 году Росавиация выявила 22 случая употребления спиртного или психоактивных веществ членами экипажей воздушных судов гражданской авиации. Это вдвое больше, чем в 2013 году, и максимальный показатель с 2010 года. В связи с этим первый зампредседателя комитета ГД по транспорту Виталий Ефимов («Единая Россия») подготовил письмо в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) с просьбой рассмотреть возможность создания закрытого черного списка неквалифицированных пилотов и диспетчеров, которых увольняли с предыдущего места работы за трудовые нарушения.
По мнению парламентария, именно пилоты и диспетчеры несут максимальную ответственность за жизнь и здоровье авиапассажиров, поэтому, чтобы избежать несчастных случаев, необходимо, чтобы другие авиакомпании были уведомлены о проштрафившихся специалистах. Виталий Ефимов полагает, что появление подобного списка позволит авиакомпаниям иметь объективную информацию о любом сотруднике и избегать ошибок при найме.
Виталий Ефимов отметил, что в ближайшие дни он встретится с министром транспорта Максимом Соколовым, которому также предложит реализовать идею создания черного списка пилотов и диспетчеров.
По словам экспертов, сейчас при увольнении членов экипажа, уличенных в употреблении спиртного на работе, авиакомпания может опираться и на Трудовой кодекс (ТК) РФ, позволяющий расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя из-за грубого нарушения дисциплины, и на КоАП, согласно которому пилот может быть лишен права управлять самолетом на срок до 2 лет. Однако на практике чаще всего авиакомпания просто увольняет сотрудника по 81-й статье ТК. После увольнения пилот может вернуться в авиацию, но по прошествии нескольких лет. Однако в крупные пассажирские авиакомпании ход ему уже будет закрыт, и, как вариант, остаются небольшие авиапредприятия, осуществляющие сельхозработы или грузовые перевозки.
В 2012–2013 годах с предложением создать черные списки пилотов уже выступали представители авиационной отрасли, в том числе и гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. И тогда Министерство транспорта не поддержало эту инициативу авиакомпаний.
Депутат Госдумы и первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев считает, что любые инициативы, направленные на защиту пассажиров, обоснованы и полезны. Депутат также подчеркнул, что список должен носить закрытый характер, а такой реестр должен быть при государственной структуре, регламентирующей набор и выдачу лицензий пилотов.
По мнению члена комитета ГД по транспорту Александра Васильева, в вопросе создания черного списка пилотов необходимо сначала определиться с актуальностью такой меры. «Не могу сказать, насколько это актуально сейчас», - отметил он. «Куда этот человек дальше пойдет? Если бы была развита малая авиация, нарушивший правила пилот мог бы пойти работать на самолетах определенных типов — в почтовую, сельскохозяйственную, авиацию специального назначения».