Правительство поможет сертифицировать самолеты до 19 мест


Правительство России завершает разработку механизма предоставления субсидий компаниям-производителям воздушных судов для местных и региональных воздушных линий

Правительство России завершает разработку механизма предоставления субсидий компаниям-производителям воздушных судов для местных и региональных воздушных линий. Речь идет о компенсации из федерального бюджета части затрат на сертификацию воздушных судов с максимальным сертифицированным взлетным весом до 8600 кг и числом пассажиров не более 19 чел. Ожидается, что также подлежать частичной компенсации будут и затраты на реализацию проектов по подготовке и сертификации производства таких воздушных судов. Затраты на подготовку производства будут компенсироваться именно в части его сертификации.

В пресс-службе Минпромторга ATO.ru рассказали, что соответствующий проект постановления разработан в рамках реализации положений подпрограммы «Малая авиация» госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 гг.». «Государственной программой, утвержденной Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 г. № 303 предусмотрено выделение бюджетных средств на указанные субсидии, в том числе на 2016 г. — 70 млн руб., 2017 г. — 130 млн руб., 2018 г. — 220 млн руб.», — сообщили в ведомстве.

Ожидается, что субсидии будут предоставляться ежеквартально в размере до 100% от текущих затрат организации на оплату услуг сертификационных органов. Объем выплат будут рассчитывать на основе анализа представленного в установленном порядке комплекта документов, подтверждающего затраты.

Для получения субсидий компании — производителю ВС для местных и региональных авиалиний предстоит заключить договор с Минпромторгом, который является разработчиком проекта постановления и госпрограммы. «Предполагается, что в договоре будут указаны целевые индикаторы и показатели реализации проекта, сроки предоставления отчетности об их выполнении (превышающие сроки предоставления субсидии, показывающие эффективность реализации проекта), порядок и условия возврата средств в случае установления факта нарушения условий, предусмотренных настоящими правилами и договором», — отметили в пресс-службе Минпромторга.

Постановление и правила предоставления субсидий будут бессрочными и начнут действовать с начала следующего года или с момента официальной публикации документа после подписания премьер-министром в 2016 г.

«Именно из-за того что 2016 г. — первый год предоставления указанных субсидий, для обеспечения организационных мероприятий в проекте правил заложен отчетный период с марта по декабрь 2016 г. Начиная с 2017 г. отчетный период заложен по платежам, произведенным с декабря предыдущего финансового года по декабрь текущего финансового года», — пояснили в министерстве.

В Минпромторге заявили, что ставить вопрос, насколько предполагаемая помощь будет эффективна для реализации проектов в области создания ВС взлетным весом до 8600 кг и числом пассажиров не более 19 чел., некорректно. «Государственная поддержка разработчикам и производителям такого рода ВС до настоящего времени вообще не осуществлялась. Более того, сложно переоценить возможность возврата вложенных в сертификацию средств в рамках текущего финансового периода с возвратом средств от растянутых во времени продаж самолетов. Пользоваться мерой поддержки или нет, решать предприятиям», — сказали в пресс-службе.

Отвечая на вопрос ATO.ru, почему Минпромторг предлагает пойти по пути именно субсидирования затрат на сертификацию, а не удешевления самой процедуры сертификации, в ведомстве сообщили: «Проект правил подготовлен в целях реализации Постановления от 15 апреля 2014 г. № 303. Вопрос удешевления процедур сертификации зависит от объема выполняемых работ и находится за рамками компетенции Минпромторга России».

По предварительным данным ведомства, в настоящее время в России насчитывается не менее 20 организаций, подпадающих под действие разработанных правил. «Но готовы ли эти организации реализовывать проекты на новом уровне, мы увидим в процессе реализации», — резюмировали в пресс-службе Минпромторга.

Во время разработки государством путей поддержки региональных и местных авиалинии в конце 2012 г. чиновники попросили российские предприятия любых форм собственности предложить рынку свои уже существующие или еще только планируемые проекты легких самолетов. Тогда наиболее громко о своих амбициях заявляла авиастроительная корпорация «АСА-Аэродизайн» при участии ОСКБЭС МАИ с проектом реинкарнации самолета Т-101 «Грач» в виде 9-местной машины «Виконт» V100. Казанская фирма МВЕН предложила самолет короткого взлета и посадки на 9–11 пасс. с рабочим названием Expedition, НАЗ «Сокол» и ЭМЗ имени Мясищева — проектный ряд легких самолетов на базе легкомоторного самолета М-101Т «Гжель». Создать в России площадки по сборке собирались производители и дилеры самолетов DHC-6 Twin Otter Series 400, EV-55 Outback и др. А у ТАНТК им. Бериева было желание возродить Бе-32.

В последнее время наиболее активно работать по теме ВС для местных и региональных авиалиний, похоже, продолжают СибНИА (перспективный самолет на 9–19 мест),  «Русавиапром» (ТВС-2МС), РКЦ «Прогресс» («Рысачок») и, возможно, «Ростех» (совместный проект с Diamond Aircraft). Отметим, что на получение субсидий могут рассчитывать только российские резиденты.

Общественное обсуждение проекта постановления «Об утверждении Правил предоставления субсидий компаниям-производителям воздушных судов для местных и региональных воздушных линий на компенсацию части затрат на сертификацию таких воздушных судов, а также на компенсацию части затрат на реализацию проектов по подготовке и сертификации производства воздушных судов для местных и региональных воздушных линий» завершилось 21 апреля.

Источник: АТО