Тарифы пошли на взлет


Московские аэропорты Домодедово и Шереметьево, получив разрешение ФАС, уже с марта-апреля поднимают ставки сборов за обслуживание рейсов

Как стало известно «Ъ», московские аэропорты Домодедово и Шереметьево, получив разрешение ФАС, уже с марта-апреля поднимают ставки сборов за обслуживание рейсов. Это вызвало недовольство авиакомпаний: по данным «Ъ», в Домодедово рост отдельных сборов может составлять до 43%, в Шереметьево — до 12%.

О том, что авиакомпании недовольны резким ростом аэропортовых сборов в Шереметьево и Домодедово, происшедшим после того, как с 21 февраля эти ставки дерегулировала ФАС, «Ъ» рассказали несколько источников в отрасли. По их словам, Домодедово увеличит ставки по ключевым сборам в период с 11 по 30 марта, Шереметьево сделает это с 1 апреля. Внуково не планирует индексировать ставки, в начале года «Ъ» это подтверждали в аэропорте.

По данным источников «Ъ», Домодедово поднимает ставку сбора за взлет-посадку на 15%, сбор за авиабезопасность — на 26%, сбор за использование аэровокзала на международных воздушных линиях — на 27%, а на внутренних — на 43%. В Шереметьево с апреля сборы за взлет-посадку и авиабезопасность вырастут на 12% и 3% соответственно, за аэровокзал — на 9%.

Существенная индексация части аэропортовых тарифов стала возможна после того, как ФАС в прошлом ноябре разрешила дерегулировать их с 2016 года. К нерегулируемым тарифам относятся метеообеспечение, обработка коммерческих грузов и почты, обеспечение приемки-выпуска самолета, заправка водой и прочее. По словам источников «Ъ», принимая решение о дерегулировании части сборов, ФАС «исходила из того, что между аэропортами МАУ существует активная конкуренция, которая не позволит тарифам резко вырасти». Но, считают собеседники «Ъ» в авиакомпаниях, «конкуренция в сегменте обслуживания не столь активна за счет сложившейся производственной инфраструктуры». Авиакомпании предлагают заново оценить экономическую целесообразность дерегулирования и по ее итогам изменить приказ ФАС, а также «разработать методику мониторинга уровня сборов и тарифов». В ФАС в пятницу сообщили «Ъ», что получили от Домодедово и Шереметьево уведомления о намерениях увеличить сборы и изучают их.

В самих аэропортах не считают критичным рост сборов. В Шереметьево «Ъ» сообщили, что средневзвешенный рост тарифов 2016 года составит 7,4% , что практически вдвое ниже инфляции. В Домодедово говорят, что «индексация аэропортовых тарифов и сборов на уровень инфляции — ежегодное плановое мероприятие». Там пояснили, что сбор за взлет-посадку изменен на 30 руб. с тонны взлетной массы и «это увеличит расходы авиакомпании в среднем на 20 руб. в пересчете на пассажира или на 2-2,5 тыс. руб. при обслуживании вылета на самолете типа А319». По данным аэропорта, размер сбора за авиабезопасность увеличен на 39 руб. с тонны взлетной массы и «это незначительно выше уровня накопленной инфляции» из-за расходов на модернизацию оборудования в 2015 году. «Размер сбора за пользование аэровокзалом не менялся с 2010 года, и текущее повышение ниже накопленной инфляции»,— подчеркивают в Домодедово.

Источник: Коммерсантъ