Мосгорсуд разъяснил, как покупать самолеты без обмана
Речь шла о защите прав потребителя, то есть физического лица, который купил, как оказалось, бракованный самолет. Причем летательный аппарат не был дорогостоящим реактивным лайнером бизнес-элиты - это был обычный гидросамолет отечественного производства по цене, сопоставимый с хорошим внедорожником.
Несмотря на то что в частной авиации России сейчас насчитывается всего несколько тысяч самолетов и вертолетов и где-то менее 1000 аэродромов и посадочных площадок, желающих подняться в небо с каждым годом становится все больше. Для сравнения в США более 300 тысяч частных самолетов, а в СССР было без малого 3,5 тысячи только гражданских аэродромов, куда могла приземляться легкомоторная авиация.
Как сообщила корреспонденту «РГ» пресс-секретарь столичного суда Ульяна Солопова, в Бабушкинский районный суд с иском к компании-производителю отечественной авиатехники обратился покупатель с требованиями о расторжении договора купли-продажи набора для сборки гидросамолета-амфибии. Свои требования мужчина мотивировал тем, что в исполнение своих обязательств по договору купли-продажи он оплатил 2 500 000 рублей. Уже собранный гидросамолет был передан истцу и помещен на хранение, в присутствии представителя компании был установлен новый двигатель. Между тем согласно техническим экспертизам гидросамолета выявлены конструктивно-производственные недостатки, без устранения которых гидросамолет не подлежит эксплуатации.
В связи с этим новоиспеченный хозяин самолета направил производителю претензию-требование, которая не была исполнена. Тогда он обратился в суд с иском о взыскании с продавца уплаченной по договору купли-продажи суммы, неустойки и компенсации морального вреда.
Желающих подняться в небо России на своем самолете с каждым годом становится все больше.
В итоге судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда согласилась с решением суда первой инстанции - обязать продавца вернуть день и расходы пострадавшего покупателя. Как сказано в определении Мосгорсуда, раз компанией был продан истцу нормальный товар, то нарушены права покупателя. Поэтому суд признал обоснованными его требования, взыскать не только цену самолета, но всех прочих расходов.
А еще взыскать моральный вред и штраф с продавца в почти полтора миллиона рублей. В итоге компания должна выплатить гражданину почти в два раза больше стоимости самолета - всего 4 357 500 рублей.
Кроме этого, как разъяснили корреспонденту «РГ» в Мосгорсуде, эти нормы закона, одинаково действуют как при покупке самолета, так и при приобретении самой обычной домашней техники. Так, в соответствии с законом «О защите прав потребителей» продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
Если обнаружены существенные недостатки товара, то покупатель вправе требовать устранить их бесплатно.
Если продавец не откликнулся в течение двадцати дней, то потребитель вправе требовать уменьшения цены. Но может и пожелать, чтобы ему возместили понесенные им расходы, если он пытался устранить недостатки. А может и вообще отказаться от договора. То есть потребовать назад деньги.
Источник: Российская газета