Параметры планирования регистрации на территории США воздушных судов, находящихся в собственности российских лиц
Нынешний политический и экономический фон в отношениях с США далек от идеального – это не секрет. Санкции введены, санкциями пугают, санкции ждут. Но сегодня наш рассказ о другом. Существуют определенные коммерческие выгоды в регистрации воздушного судна на территории США, которые могут быть интересны российским гражданам или корпорациям. Наибольшее количество банков и компаний, предоставляющих финансирование для первичной покупки нового или подержанного самолета, расположены в США. Самый крупный рынок по перепродаже воздушных судов также находится в США, и на нем проще провести сделки с бортами, зарегистрированными на территории США. Перепродажа воздушного судна, находящегося в доверительном управлении в США, может осуществляться либо напрямую через продажу воздушного судна самим управляющим, либо опосредованно через смену конечного бенефициарного собственника данного доверительного управления. Имя конечного бенефициарного собственника не подлежит публичному разглашению. Считается, что нормы Федерального управления гражданской авиации США, регламентирующие деятельность воздушных судов и пилотов, более гибкие чем в Европейском Союзе. Во всех нюансах американского регистра BizavNews помог разобраться партнер компании Авиэйшен Лигал Груп Дерек Блум.
Воздушное судно, зарегистрированное в реестре воздушных судов США, может находиться в Европе для частного пользования до шести месяцев каждый двенадцатимесячный период времени. Как только воздушное судно, зарегистрированное в США, влетает в ЕС, оно автоматически получает статус временного ввоза и право на освобождение от уплаты НДС и таможенных пошлин; такое судно может беспрепятственно совершать полеты в пределах стран-участниц ЕС до тех пор, пока соблюдаются следующие условия:
(1) Воздушное судно не должно находиться на территории ЕС более шести месяцев в течение любого двенадцатимесячного периода времени (в соответствии с пунктом 9 Приложения C к Конвенции о временном ввозе, заключенной в Стамбуле 26 июня 1990 г.). Приложение C называется «Приложение, касающееся транспортных средств» и гласит следующее: «транспортные средства для частного пользования [в том числе воздушные транспортные средства] могут оставаться на территории временного ввоза [ЕС] на срок шесть месяцев подряд или с перерывами в течение каждого двенадцатимесячного периода. В другом случае, когда воздушное судно не используется для частных целей, а используется для коммерческих целей, такое транспортное средство для коммерческих целей будет реэкспортировано после окончания транспортных операций, для которых оно было изначально импортировано, и нет никакой информации касательно ограничительного срока, беспрерывного или в совокупности, равного шести месяцам в течение любого двенадцатимесячного временного интервала.
(2) Воздушное судно должно совершать полеты в пределах Европейского Союза в частных целях, а не в коммерческих. Под термином коммерческого использования подразумевается «платная перевозка людей, а также платная или бесплатная промышленная или коммерческая перевозка грузов».
Европейская Комиссия выпустила руководство в формате рабочего документа № TAXUD/A2/SPE/2014/010 EN- REV3, от 13 ноября 2014, в котором поясняется, что имеется в виду под разрешенным частным использованием на территории ЕС воздушного судна, зарегистрированного в США или в любой другой стране, не входящей в состав ЕС («Рабочий документ о временном ввозе воздушного судна»).
Рабочий документ о временном ввозе воздушного судна описывает примеры с самолетами, зарегистрированными на территориях США, Канады и ОАЭ, которые направлялись в Париж и Ниццу для деловых переговоров с местными представительствами, заказчиками и поставщиками. Все пассажиры, находившиеся на борту, не являлись гражданами ЕС. Сотрудник парижского офиса летел на деловую встречу из Парижа в офис той же корпорации, расположенный в Ницце. Далее борт вылетел из Ниццы и полетел в Монреаль. Европейская Комиссия подтвердила, что все эти случаи являлись примерами «частного использования» согласно определению в пункте 555(1)(b) CCIP (Регламента 2454/1993), и использование воздушного судна не влекло за собой никакого вознаграждения.
Другой пример: Канадская корпорация отправила свой борт, не зарегистрированный на территории ЕС, из Монреаля в Париж и далее во Франкфурт для проведения деловых переговоров с местными представительствами, заказчиками и поставщиками. Все пассажиры, находившиеся на борту, являлись гражданами Канады. Сотрудник парижского офиса этой корпорации полетел этим бортом на переговоры из Парижа во Франкфурт, и далее этот борт вылетел в Канаду. Европейская Комиссия подтвердила, что все вышеперечисленные перелеты также являлись случаями «частного использования».
Еще один пример: гражданин США является резидентом США и имеет в собственности воздушное судно, но на ежемесячной основе оплачивает услуги управляющей компании по содержанию борта и предоставлению экипажа. Он решает воспользоваться своим самолетом и полететь из США в разные страны-участницы ЕС, чтобы посмотреть футбольные матчи, и приглашает полететь с собой на безвозмездной основе несколько друзей, граждан США. Собственник воздушного судна сам оплатил все транспортные расходы. Европейская Комиссия подтвердила, что это также является примером «частного использования».
(3) Если планируется, что воздушное судно будет находиться в ЕС более шести месяцев, непрерывно или в совокупности, в течение двенадцатимесячного периода, в таком случае потребуется план по таможенному оформлению ввода в свободное обращение борта на территории ЕС. ЕС предоставляет освобождение от уплаты НДС в случае, если воздушное судно ввозится для использования в коммерческих целях, и включается в сертификат эксплуатанта европейского оператора (из стран-участниц ЕС).
Условия коммерческого использования воздушного судна активно обсуждались в Таможенном Комитете ЕС, что в свою очередь привело к ужесточению режима. Условия для подачи документов и правомерного получения освобождения от уплаты НДС на ввоз транспортного средства с коммерческой целью действуют на всей территории ЕС, однако ни одно юридическое лицо, зарегистрированное за пределами ЕС, не может юридически соответствовать данным требованиям на территории ЕС. Ранее, например, на Острове Мэн было возможным получить статус плательщика НДС без фактического произведения оплаты НДС наличными, чтобы иметь возможность беспрепятственных перелетов на территории ЕС, однако сейчас планируется запретить использования подобных схем.
Если собственник воздушного судна одновременно является собственником компании, зарегистрированной в ЕС, которая оплачивает и получает НДС, то в таком случае можно будет произвести взаимозачет и вернуть уплаченный таможенный НДС на ввоз воздушного судна при условии, что использование воздушного судна связано с основным налогооблагаемым видом деятельности компании, в таком случае иногда удается полностью избежать уплаты НДС или таможенной пошлины. Воздушное судно, зарегистрированное на территории США, может получить статус налогоплательщика НДС на территории ЕС, и это никак не скажется на самом процессе регистрации в США.
(4) Воздушное судно, находящееся в собственности российского лица, может быть зарегистрировано на территории США без соблюдения обязательного требования находиться или использоваться в основном на территории США. Если российский бенефициарный собственник передает воздушное судно американской компании, выступающей в качестве доверительного управляющего или компании, попадающей под определение гражданина США, то в таком случае не возникает обязательств по основному использованию воздушного судна на территории США. В соответствии с разделом 49 Свода законов США § 44102 воздушное судно может быть зарегистрировано на территории США в том случае, если оно не зарегистрировано в другом государстве и находится в собственности гражданина Соединенных Штатов.
Юридическое лицо, которое не попадает под определение гражданина США, также может зарегистрировать на территории США воздушное судно, находящееся в собственности российского лица. Однако применимая правовая норма, содержащаяся в разделе 14 Свода федеральных постановлений п.47.9 гласит, что корпорации, не попадающие под определение гражданина США, должны заверить, что воздушное судно будет базироваться и в основном использоваться на территории США. Воздушное судно считается базирующимся и в основном использующимся на территории США тогда, когда летные часы, набранные на территории США, составляют по крайней мере 60 процентов от общего количества летных часов борта за каждый период времени равный шести календарным месяцам. Данное требование, заключающееся в том, чтобы воздушное судно обязательно базировалось и в основном использовалось на территории Соединенных Штатов, не применимо к воздушному судну, зарегистрированному на гражданина США.
Соответственно, зачастую иностранные компании, планирующие зарегистрировать свое воздушное судно на территории США, в конечном итоге регистрируют право собственности на борт на имя американского доверительного управляющего, имеющего статус гражданина США. Американские кредиторы обычно требуют, чтобы право собственности на воздушное судно, заложенное в качестве обеспечения взятого кредита, также находилось в американском доверительном управлении, а финансовая сделка регулировалась в соответствии с действующим законодательством того или иного штата США. Альтернативным вариантом может быть сохранение кредитором у себя права собственности на воздушное судно, принадлежащее российскому лицу и зарегистрированное на территории США, а далее сдача этого борта в аренду любому арендатору, назначенному конечным бенефициарным собственником.
(5) Будет весьма проблематичным доказать факт должного использования воздушного судна, зарегистрированного на территории США, при частных или коммерческих перелетах на территории ЕС, когда на его борту находится постоянный житель ЕС. Постоянное место жительства при этом определяется не фактом наличия паспорта гражданина ЕС, а фактом его/ее фактического проживания.
Правила временного ввоза воздушных судов, зарегистрированных на территории США, в Европейский Союз (ЕС) изменились вместе с введением нового Таможенного Кодекса ЕС, вступившего в силу 1 мая 2016. Каждая страна-участница ЕС имеет свою собственную интерпретацию того, как именно должен трактоваться Таможенный кодекс ЕС. Соединенное Королевство Великобритании опубликовало руководство к временному ввозу воздушного судна в качестве транспортного средства [английский термин «Means of Transportation» или «MoT»], которое также может быть применимо и в отношении российского гражданина, если тот становится резидентом Великобритании. Новые правила вводят жесткое ограничение, а именно:
Полное освобождение от уплаты пошлины на ввоз будет предоставлено ... воздушным... транспортным средствам в том случае, если они удовлетворяют следующим требованиям:
(a) Они зарегистрированы за пределами таможенной территории [Европейского] Союза на лицо, проживающее/зарегистрированное за пределами данной территории...
Транспортное средство должно быть четко идентифицируемо, в частности должен быть указан:
- идентификационный номер транспортного средства/шасси
- регистрационный номер/свидетельство
- наименование транспортного средства
- идентификационный номер корпуса
- свидетельство регистрации воздушного судна
- сертификат летной годности
(b) Они используются лицом, созданным/проживающим за пределами данной территории, за исключением тех случаев, когда:
- физические лица, постоянно проживающие (под постоянным мы подразумеваем обычное место проживания) на таможенной территории Европейского Союза, получают выгоду в виде полного освобождения от уплаты ввозной пошлины в тех случаях, когда они используют транспортное средство в частных целях периодически и в соответствии с инструкциями зарегистрированного владельца, при условии что этот владелец находится на таможенной территории в момент использования борта;
- когда транспортные средства, взятые в аренду по письменному договору, используются в частных целях физическим лицом, постоянно проживающим на территории [Европейского] Союза, в любом из нижеприведенных случаев:
- чтобы вернуться к своему месту проживания на таможенной территории [Европейского] Союза
- чтобы покинуть таможенную территорию [Европейского] Союза
- когда транспортные средства используются в коммерческих или личных целях физическим лицом, постоянно проживающим на таможенной территории [Европейского] Союза, и привлекаются собственником, нанимателем или арендатором, проживающими/зарегистрированными за пределами этой таможенной территории
- частное использование транспортного средства разрешается для осуществления перелетов между местом работы и местом жительства сотрудника, и перелетов в обратном направлении, или для выполнения рабочих задач сотрудником, если это прописано в его/ее трудовом договоре.
В тех случаях, когда транспортное средство используется в частных целях третьим лицом, проживающим/созданным за пределами таможенной территории [Европейского] Союза, уполномоченное лицо [владелец полномочий] обязано должным образом в письменном виде делегировать полномочия этому третьему лицу.
Критерием для определения постоянного места жительства выступает не факт наличия паспорта ЕС, а факт физического проживания. Раздел 2.9 Приложения C Уведомления 3001 касательно использования транспортных средств физическим лицом, постоянно проживающим на таможенной территории [Европейского] Союза, гласит следующее:
1. Физические лица с постоянным местом жительства (под этим мы подразумеваем место обычного фактического проживания) на таможенной территории [Европейского] Союза, получают выгоду в виде полного освобождения от уплаты ввозной пошлины в тех случаях, когда они используют транспортное средство в частных целях периодически и в соответствии с инструкциями держателя регистрации, при условии, что сам держатель регистрации находится на таможенной территории в момент использования борта.
2. Полное освобождение от уплаты ввозной пошлины предоставляется в тех случаях, когда транспортное средство берется в аренду в соответствии с письменным договором аренды и используется в частных целях лицом с постоянным местом жительства (под этим подразумевается место обычного фактического проживания) на таможенной территории [Европейского] Союза в любом из нижеперечисленных случаях:
- чтобы вернуться к своему месту жительства на таможенной территории [Европейского] Союза
- чтобы покинуть таможенную территорию [Европейского] Союза
Полное освобождение от уплаты ввозной пошлины предоставляется в том случае, когда транспортные средства используются в коммерческих или частных целях физическим лицом с постоянным местом жительства на таможенной территории [Европейского] Союза, и привлекаются собственником, или нанимателем или арендатором транспортного средства, проживающим/созданным за пределами этой территории.
Частное использование транспортных средств разрешено в обеих ниже представленных ситуациях:
- между местом работы и местом проживания сотрудника, и в обратном направлении
- с целью выполнения рабочих задач сотрудником, в соответствии с его/ее трудовым договором
По требованию сотрудника таможенной службы лицо, использующее транспортное средство, обязано предоставить копию трудового договора.
Период освобождения от уплаты ввозной пошлины или выполнения финансовых обязательств определяется следующим образом: 6 месяцев для воздушных транспортных средств, используемых в частных целях (в соответствии с Разделом 2.11 Приложения C).
Стамбульская Конвенция не замещает собой право ЕС как указано ранее в Таможенном кодексе ЕС или в Уведомлении 3001 Королевской налогово-таможенной службы Великобритании. Стамбульская Конвенция касается периода временного ввоза равного 6 месяцам в двенадцатимесячный интервал времени. Абзац 2 статьи 9 Приложения C Стамбульской Конвенции гласит следующее:
1. Транспортные средства, используемые в коммерческих целях, подлежат вывозу по завершению транспортных операций, для целей которых они были изначально ввезены.
2. Транспортные средства, используемые в частных целях, могут оставаться на территории временного ввоза на протяжении шести месяцев, непрерывно или в совокупности, в течение любого двенадцатимесячного периода времени.
ЕС выпустил дополнительное руководство в отношении временного ввоза воздушного судна в Исполнительном регламенте Комиссии (ЕС) 2015/234. Данный регламент является попыткой урегулировать вопрос с ситуацией, когда на борту самолета перевозится гражданин ЕС, и его Пункт 1 устанавливает следующее:
В Пункте 561 Регламента (Европейского экономического сообщества) No 2454/93, абзац 2 изложен в следующей редакции:
2. Полное освобождение от уплаты ввозной пошлины предоставляется в том случае, когда транспортные средства, используются в коммерческих или частных целях физическим лицом, являющимся резидентом таможенной территории [Европейского] Союза, и привлекаются собственником, нанимателем или арендатором транспортного средства, проживающими/созданными за пределами данной территории.
Частное использование транспортного средства разрешено для осуществления перевозок между местом работы и местом проживания работника, либо с целью выполнения рабочих задач работником, что прописано в его/ее трудовом договоре.
По требованию уполномоченных лиц таможенной службы, лицо, использующее транспортное средство, обязано предоставить копию своего трудового договора.
Данный Регламент вступает в силу на двадцатый день после его публикации в Официальном журнале Европейского союза. Он действует с 1 мая 2015 года.
Документ на временный ввоз, подаваемый в пункте въезда в ЕС, если следовать такому варианту, называется «Опись на временный ввоз в подтверждение устной таможенной декларации». Рекомендуется, но не требуется, подавать такой документ и получать печать таможенных органов как в пункте первого въезда в ЕС, так и при выезде из того же пункта.
Столкнувшись с действующими нормами и законодательством, постоянный резидент любой страны-участницы ЕС может прийти к выводу, что желание получить освобождение от уплаты ввозной пошлины на основании того, что воздушное судно, регулярно используемое для коммерческих и частных перелетов на территории ЕС, временно ввозится в ЕС и поэтому подпадает под освобождение от уплаты ввозных пошлин, или на том основании, что воздушное судно было ввезено для коммерческого использования, не является для него выгодным или практичным решением и поэтому следует найти иной режим ввоза.
Кроме того в настоящее время в ЕС проводится ряд расследований, которые свидетельствуют о «неправомерном» характере схемы, когда постоянный резидент таможенной территории Европейского Союза отдает свой борт коммерческому оператору воздушных судов, действующему в ЕС, для внесения судна в его сертификат эксплуатанта и далее требует освобождения от уплаты ввозной пошлины, на основании того, что борт был ввезен для коммерческого пользования. Налоговые органы ЕС внимательно следят за тем, используют ли бенефициарные собственники свои воздушные судна для частных целей в качестве клиентов чартерных компаний-операторов ЕС. В том случае если они [бенефициарные собственники] используют свое воздушное судно, то они рискуют тем, что с них будет удержан определенный процент ввозного НДС. Судебным прецедентом вышеизложенного послужила история гонщика Льюиса Хамильтона, который ввез Challenger 605, используя лизинговую структуру Острова Мэн, и далее, по крайней мере, одну треть всего летного времени он использовал этот борт для личных перелетов. Данная схема была признана неправомерной и ему может быть отказано, по крайней мере, в одной трети суммы освобождения от уплаты НДС.
Если раньше было принято считать, что когда воздушное судно ввозится в ЕС и используется в основном для коммерческих целей, бенефициарному собственнику разрешается периодически использовать это воздушное судно в своих частных целях, то теперь в этом никто уже не уверен. Юридически обоснованные структуры с собственностью, арендой и сдачей во фрахт (чартер), дающие основания требовать освобождение от уплаты ввозного НДС в ЕС, признаются как «неправомерные». Освобождение от уплаты ввозного НДС может быть отозвано, если обнаружится, что авиакомпания изначально не собиралась использовать воздушное судно в коммерческих целях, а вместо этого использовала его исключительно в частных целях физическим или юридическим лицом, и в таком случае решение об отказе в предоставлении освобождения от уплаты ввозного НДС для коммерческих целей может базироваться на несоблюдении условий, изложенных в Пункте 15(6) Шестой Директивы. Более того, поскольку оценка фактов осуществляется различными национальными судами, под юрисдикцию которых подпадает рассмотрение определенных дел, то результаты вынесенных решений никогда не будут единообразными. По имеющимся данным, Еврокомиссар по экономике и финансам, налогам и таможне господин Пьер Московиси уже поднимал эти вопросы перед многонациональными корпорациями и сделал предписания странам-участницам ЕС касательно их регламента в отношении ввоза воздушных транспортных средств. Дальнейшее развитие событий в отношении этого вопроса ожидается в 2018 году.
В заключении следует сказать, что для российского лица или корпорации идея регистрации воздушного судна на территории США может быть весьма привлекательным решением в силу ряда коммерческих причин. В этом случае остается лишь разработать план по эксплуатации борта на территориях США, стран-участниц ЕС, прочих европейских стран, России, Азии и Среднего Востока, что позволило бы избежать риска, связанного с нарушением ограничительного срока в шесть месяцев в каждый двенадцатимесячный интервал времени, когда борт может находиться на территории ЕС, и соответственно избежать связанных с этим налоговых рисков.