В прошлом месяце российский рынок деловой авиации был взбудоражен пристальным вниманием со стороны таможенных регуляторов. Директор по развитию компании «РусДжет» Елена Жданова поможет разобраться в текущей ситуации
В прошлом месяце российский рынок деловой авиации был взбудоражен пристальным вниманием со стороны таможенных регуляторов. Аресты, неразбериха в стане операторов, постоянные консультации со специалистами. Сложилось впечатление, что отечественные игроки не были готовы к тому, что необходимо было сделать изначально. Сегодня наш собеседник Директор по развитию компании «РусДжет» Елена Жданова, с помощью которой мы постараемся разобраться в текущей ситуации.
Елена, в прошлом месяце отечественный рынок деловой авиации буквально находился в предынфарктном состоянии. Аресты, неподдельное внимание фискальных органов к бизнес-джетам, «угрозы» и, как следствие, сейчас все игроки стараются как можно быстрее «приводить свои недоработки» в норму. Так что же случилось?
Дмитрий, во-первых, хотела бы обратить внимание на тот факт, что состояние «больного», то есть рынка деловой авиации, сколь-нибудь значительных улучшений пока так и не претерпело… Аресты с бизнес-джетов до сих пор не сняты, внимание фискальных и иных органов все то же пристальное, особенно к ВС с иностранной регистрацией, полеты иностранных операторов внутри РФ практически остановлены, все игроки (у кого есть такая легальная возможность), действительно, пытаются «устранить недоработки» с минимальными финансовыми затратами, но не у всех такая возможность по факту есть… Первые «тревожные звонки» для владельцев бизнес-джетов с иностранной регистрацией и их операторов прозвучали еще в прошлом году. На прошедшей в сентябре 2018 года ежегодной выставке деловой авиации RUBAE во Внуково-3 в рамках деловой программы ОНАДA мы с моим коллегой – генеральным директором компании «Авиаброкер» Станиславом Галлямовым – говорили об этом вслух со ссылками как на действующее таможенное и налоговое законодательство, так и на его изменения, находящиеся на стадии проекта. Не могу не отметить разнообразную реакцию аудитории на данное выступление: кто-то прислушивался, конспектировал, задавал уточняющие вопросы, касающиеся вариантов решения проблемы нахождения и использования ВС с иностранной регистрацией внутри РФ в частном и Таможенного Союза в общем, а кто-то откровенно улыбался, не веря в практическое применение соответствующими органами картельных мер в отношении нарушителей. Но, как обычно в нашей стране и происходит, мы «долго запрягаем, но быстро едем», при этом демонстративно «позвякивая бубенцами», чтобы другим неповадно было. Поэтому случилось предсказуемое и прогнозируемое – «публичная порка», имеющая целью упорядочивание ввоза и использования частных самолетов частных владельцев под управлением иностранными операторами с последующим возвратом бизнес-джетов российских владельцев на Родину, пополнения тем самым госбюджета за счета ввозного НДС, налога на собственность, а для ВС свыше 20 тонн массы пустого снаряженного еще и таможенных пошлин, предложив взамен беспроблемное свободное использование данных ВС для выполнения полетов внутри РФ и ТС.
Елена, вы одна из немногих, кто сделал достаточно глубокий анализ ситуации (мы знаем). Можно ли получить ответы на достаточно короткие вопросы? Елена, иностранная регистрация ВС. Какие финансовые риски для владельцев Вы бы отметили?
1. Давайте посмотрим, что говорит об этом Налоговый кодекс РФ: авиаперевозка может быть отнесена фискальными органами к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме. В данном случае согласно Ст211 НК РФ может быть начислен к уплате НДФЛ.
2. СТ. 63 ВЗК РФ говорит нам о том, что «При осуществлении в пределах территории Российской Федерации международных воздушных перевозок и (или) выполнении авиационных работ иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели должны получить соответствующие лицензии…», а УК РФ, Статья 171. «Незаконное предпринимательство» подробно объясняет последствия несоблюдения данного пункта:
- Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
- То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере ( более 6 000 000р) - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
3. В случае каботажа возможно возбуждение административного дела по ст. 16.24 КоАП РФ. Незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами.
«1. Использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки во внутренних перевозках по таможенной территории Таможенного союза либо их передача во владение или в пользование, продажа либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных ограничений на пользование и распоряжение такими транспортными средствами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей»
Но еще, в силу ч. 3 ст. 344 ТК ТС «Использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки либо их передача иным лицам в случаях, указанных в части первой пункта 2 настоящей статьи, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры.
В случае совершения указанных действий без помещения временно ввезенных транспортных средств международной перевозки под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенной декларации на транспортное средство. При этом сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации на транспортное средство» таможенным органом будет произведен расчет таможенных платежей и выставлено требование об их уплате.
4. Стоимость ВС, размер их, вероятно, будет исчисляться миллионами рублей (более 6 000 000 руб. особо крупный размер). И в случае их неуплаты может быть возбуждено уголовное дело по ст. 194 УК РФ.
Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Совершенные организованной группой – наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
5. КоАП РФ, Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров.
- Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
- Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
…а юридические риски тоже существуют?
Безусловно! И наверное, даже логичнее было бы начать с них, так как в данном случае именно юридические риски порождают финансовые, так как последние основываются на законопроектах действующего правового поля (таможенного, налогового, уголовного законодательства, и Воздушного Кодекса РФ). В дополнении к вышеуказанным следует обратить внимание на:
1. СТ. 160 ТК ТС
«Перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 (трех) часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств-членов таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.» Таким образом, ТК ТС предписывает подать таможенному органу ТДТС в течение 3 (трех) часов после прилета ВС.
2. СТ. 342 ТК ТС
1) Временный ввоз на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств международной перевозки без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при одновременном соблюдении следующих условий: 1) если транспортное средство международной перевозки зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом; 2) если транспортное средство международной перевозки ввозится на таможенную территорию таможенного союза и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство международной перевозки используется лицом государства-члена таможенного союза, надлежащим образом уполномоченным иностранным лицом на оказание услуг по перевозке доверенностью в простой письменной форме или договором на оказание таких услуг, для завершения или начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории таможенного союза либо за ее пределами.
2) Транспортные средства международной перевозки, временно ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, имеют статус иностранных товаров.
3) Временный ввоз транспортных средств международной перевозки завершается их вывозом с таможенной территории таможенного союза в сроки, предусмотренные статьей 343 настоящего Кодекса, или помещением под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
3. СТ 63 ВЗК РФ
Иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели не имеют права: принимать на территории Российской Федерации на борт воздушных судов пассажиров, багаж, грузы и почту для воздушных перевозок на территорию иностранного государства или перевозить их на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разовыми разрешениями уполномоченного органа в области гражданской авиации; принимать на территории Российской Федерации на борт воздушных судов пассажиров, багаж, грузы и почту для воздушных перевозок в пределах территории Российской Федерации без разрешений уполномоченного органа в области гражданской авиации, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. СТ 101 ВЗК РФ
1) Внутренняя воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.
2) Международная воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: соответственно на территориях двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.
Таким образом, вероятно, избежать рисков, связанных с таможенным контролем можно только тогда, когда на самолете, совершающем рейс между российскими городами, летят одни и те же люди, при этом пока самолет находится на территории России, он не берет на борт ни новых пассажиров, ни грузы. В иных случаях полеты якобы осуществляемые безвозмездно, тем не менее, могут быть признаны каботажем.
Хорошо, наглядный пример. Отечественный оператор эксплуатирует самолет с зарубежной регистрацией. Но «чувствует», что работа до его, если хотите, «легализации» проделана не полностью.
Дмитрий, позвольте сразу несколько встречных вопросов: отечественный оператор – это АОН или коммерческий эксплуатант? Эксплуатирует в интересах владельца или коммерческое использование ВС? Зарубежная регистрация какой страны? Сразу хочу заметить, что отечественный оператор имеет право эксплуатировать и вносить в свое свидетельство эксплуатанта ВС с иностранной регистрацией, только и если оно ввезено в РФ по 83-BIS (причем для АОН этот список довольно обширен, а вот для коммерческой эксплуатации ВС подходит регистрация только Ирландии, Швейцарии, Арубы и Бермуд); у данного ВС есть российский сертификат типа и карта данных, а также оно правильным образом оформлено (для свободного обращения и использования внутри РФ и ТС). Все эти моменты необходимо не только учитывать, но и соблюдать. Это прямая обязанность оператора причем как перед Собственником ВС, так и перед властями. Итак, для ввоза ВС в РФ «на постоянной основе», то есть для свободного обращения с возможностью коммерческого использования внутри РФ, изменения коммерческой загрузки, получения прибыли и т.д. ВС должно быть в одной из 4-х указанной выше регистраций (если речь идет о ввозе по 83-BIS, что сразу необходимо отметить, не очень радует и поддерживается российскими авиационными властями) либо RA-регистрации (в идеальном варианте); соответствующим образом задекларировано без уплаты таможенных платежей (в случае до 20 тонн и не более 19 кресел), но с уплатой НДС (20%). Если же ВС более 20 тонн, то к ввозному НДС добавятся также и обязанности по уплате таможенных пошлин (согласно кодам), которые зачесть/вернуть уже нельзя, но в зависимости от категории декларанта – могут применяться льготные коэффициенты.
И в том и в другом случае ежегодно вменяется в обязанность Владельца уплата налога на ТС (в зависимости от региона регистрации собственника до 2,2%).
Что делать с воздушными судами массой более 20 тонн (масса пустого снаряженного воздушного судна)?
В случае с отечественными операторами алгоритм был описан выше. Для иностранных операторов ввоз ВС с целью его временного использования на территории ЕАЭС (без ограничений по массе и количеству пасс/мест) предусматривает:
-частичную уплату таможенных пошлин, налогов (3% ежемесячно от суммы платежей);
-подачу декларации на товары в электронном виде;
-предельный срок временного ввоза – 2 года (365+365);
-может потребовать обеспечение уплаты пошлин, налогов.
Вот интересно, что делать тем, кто не хочет платить вообще ничего (ни пошлины, ни НДС) и любые другие «обязательные платежи»?
Для таких иностранных операторов и, соответственно, ВС в их управлении с иностранной регистрацией на данный момент существуют 2 схемы:
1. Ввоз ВС с целью международной перевозки (ТСМП) без ограничения по массе и пасс/мест:
-не имеет ограничений по массе ВС и количеству пасс/мест;
-не требует уплаты ни таможенных пошлин, ни налогов;
-требует оформления ДТС (декларации на ТС) или Генеральной декларации;
-не разрешает передачу иным лицам (то есть отсутствие изменения коммерческой загрузки);
-не допускает внутренние перевозки по территории ЕАЭС.
2. Ввоз ВС с целью его временного использования на территории ЕАЭС (для ВС с массой пустого снаряженного до 20 тонн и не более 19 пасс/мест):
-БЕЗ УПЛАТЫ таможенных пошлин и налогов;
-заявление подается в письменном виде;
-предельный срок временного ввоза – 30 календарных дней;
-общая продолжительность нахождения не более 180 календарных дней в течение одного календарного года;
-ВС НЕ ДОЛЖНО использоваться для получения дохода.
Елена, а можете рассказать про свободное обращение внутри Таможенного Союза и временный ввоз с периодической и единоразовой уплатой таможенных платежей?
Теоретически декларант при выпуске товара в свободное обращение имеет право выбора системы уплаты таможенных платежей: периодическую и единоразовую. Первая хороша в случае, если собственник не уверен в продолжительности владения бизнес-джетом и предполагает, например его возможную продажу в краткосрочном будущем, тогда при возникновении такой ситуации, он закрывает данный режим, вывозит ВС из РФ и прекращает выплату платежей. Если же владелец предполагает долгосрочное владение и располагает соответствующими финансовыми возможностями, то в данном случае применяется схема единовременной уплаты таможенных платежей. Свободное обращение, в отличии от временного ввоза, безусловно, предполагает гораздо больше возможностей, в т.ч.:
-абсолютно легальное перемещение внутри РФ;
-возможность изменения коммерческой загрузки;
-коммерческую эксплуатацию ВС (если оно находится под управлением коммерческого эксплуатанта) с целью оптимизации стоимости содержания;
-стоимость аэропортовых услуг, топлива, АНО и других ставок, применяемых к ВС с российской регистрацией в НЕСКОЛЬКО раз ниже аналогичных, применяемых к ВС с иностранной регистрацией.
А кто может выступать декларантом и какое это имеет значение для владельца воздушного судна? Например, если у владельца нет никаких активов в РФ, через которые он мог бы возвращать/зачитывать уплаченный НДС, то декларантом может выступить коммерческая авиакомпания-эксплуатант и возвращать/зачитывать его в интересах владельца
Следует отметить, что а) декларантом, то есть плательщиком НДС, может выступать не только собственник ВС, но и любой другой участник ВЭД не менее года, не имеющий просроченных обязательств перед фискальными органами по поручению этого владельца, что в свою очередь предоставляет возможность б) зачитывать уплаченный НДС (возвращать), если данной возможности нет у фактического владельца ВС. Таким декларантом по поручению собственника может выступать в т.ч. и коммерческая авиакомпания – эксплуатант.
Елена, а как возвратить уплаченный НДС?
Уплаченный НДС фактически не возвращается, а засчитывается декларанту при подаче декларации до полной компенсации. О требованиях к декларанту мы говорили ранее. Данный вопрос является исключительной компетенцией бухгалтерии декларанта.
Мы слышали про «ограничения 30/180», что это?
Я уже об этом упоминала – речь идет о ввозе воздушного судна с целью его временного использования на территории ЕАЭС. Еще раз повторюсь:
-действует ТОЛЬКО для ВС с массой пустого снаряженного до 20 тонн и не более 19 пасс/мест;
-БЕЗ УПЛАТЫ таможенных пошлин и налогов (но обеспечение уплаты пошлин и налогов может быть потребовано);
-заявление подается в письменном виде;
-предельный срок временного ввоза – 30 календарных дней;
-общая продолжительность нахождения не более 180 календарных дней в течение одного календарного года;
-ВС НЕ ДОЛЖНО использоваться для получения дохода.
Резюмировать нашу беседу мне все-таки хотелось бы акцентом на безусловные преимущества ввоза ВС в РФ и его постановку под флаг коммерческого эксплуатанта:
-отсутствие рисков при выполнении внутрироссийских перелетов;
-эффективная и экономически выгодная эксплуатация в личных и корпоративных интересах (низкая стоимость аэропортовых тарифов и сборов, топлива и других услуг, применяемая к ВС с RA-регистрацией);
-оптимизация стоимости содержания за счет легальной коммерческой эксплуатации в интересах Владельца;
-оптимизация расходов на ТОиР за счет выполнения большинства работ квалифицированным персоналом авиакомпании на основании собственной материально-технической базы (линейное обслуживание) и более крупных форм на базе сертифицированных предприятий по ТОиР на территории РФ.
Также хотела бы подтвердить данные утверждения и финансовой аналитикой на примере сравнения стоимости содержания ВС E135 Legacy 600/650 на собственном опыте авиакомпании «РусДжет», столько востребованным у наших российских клиентов бизнес-авиации при годовом налете 500 часов:
АНО: 5 500 000 руб. в год вследствие разницы тарифов, применяемых к ВС в иностранной и RA-регистрации
НО: 8 000 000 руб. в год вследствие разницы тарифов, применяемых к ВС в иностранной и RA-регистрации
ГСМ: 18 000 000 руб. в год вследствие разницы тарифов, применяемых к ВС в иностранной и RA-регистрации
Базирование ВС: 7 500 000 руб в год вследствие разницы тарифов, применяемых к ВС в иностранной и RA-регистрации
ЭВС: 5 000 000 руб. (вследствие ее фиксации в рублях и вне зависимости от курса валюты)
ИТОГО: 44 000 000 руб (гарантированная экономия) + оптимизация содержания ВС в RA- регистрации за счет выполнения коммерческих рейсов в интересах Владельца в рамках действующего законодательства, т.е. возможна перевозка коммерческих пассажиров как внутри РФ (включая КРЫМ!), так и зарубеж под флагом российской коммерческой авиакомпании (коммерческая востребованность рынка как минимум 300 часов в год).
Беседовал Дмитрий Петроченко