Вдоль кольцевой автодороги вокруг Петербурга будет построена сеть вертолетных площадок с базовым вертодромом в районе Пулковской развязки. На это будет потрачено как минимум 360-420 млн рублей. Предполагается, что затраты примерно поровну поделят между городским бюджетом и частными инвесторами. В 2000 году в первоначальных планах по строительству КАД проект предусматривал строительство шести вертолетных площадок на протяжении всей стокилометровой трассы. Однако из-за дефицита финансирования проект пересмотрели и площадки строить не стали.
Вдоль кольцевой автодороги вокруг Петербурга будет построена сеть вертолетных площадок с базовым вертодромом в районе Пулковской развязки. На это будет потрачено как минимум 360-420 млн рублей. Предполагается, что затраты примерно поровну поделят между городским бюджетом и частными инвесторами. В 2000 году в первоначальных планах по строительству КАД проект предусматривал строительство шести вертолетных площадок на протяжении всей стокилометровой трассы. Однако из-за дефицита финансирования проект пересмотрели и площадки строить не стали.
По словам главы ГУ "Дирекция по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга" Бориса Мурашова, от этой идеи никто не отказывался, просто на тот момент вертолетные площадки не были предметом первой необходимости. "Во всем необходима системность. Строительство - дело дорогое, и нецелесообразно ориентироваться только на случаи форс-мажора - аварии или стихийные бедствия. Сейчас город планирует организовать коммерческое вертолетное движение. Для этого нужен вертодром, кроме того, в Петербурге также должен быть базовый пункт оказания экстренной медицинской помощи. Когда эти вопросы хотя бы концептуально будут решены, мы построим необходимые вертолетные площадки на КАД. Фактически по нашей инициативе сейчас городские власти рассматривают вопрос о строительстве коммерческого вертодрома в районе Пулковской развязки", - комментирует господин Мурашов. По его словам, пока неясно, на каких условиях будет финансироваться строительство. Не исключается вариант частно-государственного партнерства.
"Пока проект на стадии обсуждения. Нет даже точных данных о том, сколько всего может быть вертолетных площадок вдоль КАД. Предполагается, что они должны быть расположены на всех основных развязках, а также около городских больниц. Что касается вертодрома, то предлагается два места: в районе Финляндского вокзала и в зоне Пулковской развязки. Точное место пока не выбрано", - говорит генеральный директор авиакомпании "СПАРК+" Вадим Базыкин, который выступает в качестве консультанта по проработке вертолетных планов на КАД. Он также сообщил, что финансирование проекта предполагается поделить между государством и частным бизнесом в соотношении 51% к 49%. "Мы опасаемся, что эти 49 процентов отдадут бизнесменам, которые не имеют никакого отношения к авиации, и это может отразиться на качестве и стоимости проекта", - говорит господин Базыкин.
По данным экспертов, строительство самой простой вертолетной площадки стоит около 60-70 млн рублей, организация посадочного пункта для вертолета на крыше дома увеличивает сметную стоимость здания примерно в 1,5 раза. Специалисты затруднились определить стоимость вертодрома, пояснив, что все зависит от количества запланированных посадочных мест, степени оснащенности поля и т. д.
В Петербурге всего несколько вертолетных площадок: в ЦПКиО, в Петропавловской крепости, Пушкине, Петродворце и на крыше гостиницы "Амбассадор" (впрочем, она использовалась только один раз) и в НИИ скорой помощи имени Джанелидзе.
Напомним, что в прошлом году комитет по транспортно-транзитной политике (КТТП) Санкт-Петербурга заявлял о планах по развитию вертолетного движения в городе. Эти планы являются составной частью стратегии развития транспортно-логистического комплекса Петербурга, разработанной КТТП.
Вертолетные планы поддерживают и в Северо-Западном региональном центре МЧС, где считают, что прежде всего площадки нужны для того, чтобы спасатели могли быстро и минуя пробки добираться к местам аварий или других ЧП. Создание вертолетных площадок на крышах домов также может быть полезно, так как позволит быстрее доставлять врачей к больным в условиях напряженного дорожного движения. В 2005 году СЗРЦ МЧС даже получил вертолет БО-105, который планировалось использовать для экстренной помощи в ЧС. Предполагалось, что вертолетные площадки будут организованы при НИИ скорой помощи имени Джанелидзе, детской больнице №1, горбольнице №3, Александровской больнице и Ленинградской областной клинической больнице. Однако удалось построить только первую площадку.
Генеральный директор ЗАО "Авиакомпания "Балтийские авиалинии" Валериан Фофанов считает, что вопрос о создании сети вертолетных площадок уже перезрел: "Я не знаю, как для коммерческих целей, а для нужд МЧС такие площадки просто необходимы. В Москве вдоль МКАД они давно есть, построены также площадки при больницах, и это помогает спасать многих людей".
В Москве, по информации экспертов, три площадки вдоль МКАД (протяженность этой трассы составляет около 110 км), а также 10 точек при наиболее крупных городских больницах. Предполагается, что в перспективе число площадок доведут до 20. Точных данных о количестве частных площадок нет, речь идет о нескольких десятках. Как сообщили в агентстве "АвиаПорт", пока городские вертолетные площадки в Москве используются только для нужд МЧС и "скорой помощи", но планируется и коммерческое использование (например, для вертолетного такси). Для этого, в частности, будут строить площадки на берегах рек, крышах зданий, на перекрестках (надземные сооружения на эстакаде). Маршруты аэротакси будут проложены по руслам рек, над автотрассами и промышленными зонами.
По мнению экспертов из московского вертолетного клуба "Аэросоюз", главная проблема, мешающая развитию вертолетного движения в России, - разрешительная система согласования полетов. Заявку с точным указанием маршрута приходится подавать в местное управление государственного авиационного надзора за сутки до вылета, причем отклоняться от маршрута нельзя. Чиновники следят, не проходит ли выбранная трасса через какую-либо запретную зону, где не разрешены полеты авиации общего назначения. В большинстве западных стран система согласования уведомительная: то есть пилот просто ставит в известность контролирующие инстанции о том, что планирует совершить полет в том или ином направлении.
Источник: Коммерсант - СПБ