На прошлой неделе почти 120000 человек отслеживали полет на частном самолете звезды футбола Лионеля Месси из своего бывшего клуба «Барселона» к своему новому работодателю «Пари Сен-Жермен».
Это красноречиво свидетельствует о статусе знаменитостей. Но это также вызвало недоумение у тех, кто задается вопросом, почему так легко отслеживать рейсы, выполняемые высокопоставленными лицами, у которых могут быть обоснованные проблемы с безопасностью.
Данные FlightRadar24 дали понять всем, кто в курсе, что зарегистрированный на Мальте самолет Bombardier Global 7500 (бортовой номер 9H-VIB) эксплуатируется оператором VistaJet. В сочетании с обильным потоком новостей о громком уходе Месси из испанского футбольного клуба, сам футболист дал четкие подробности о скором прибытии в аэропорт Париж-Ле-Бурже 10 августа.
Во многих других случаях возможность отслеживать полеты полезна репортерам и другим людям, проявляющим большой интерес к передвижениям богатых и знаменитых, например, во время прошлогоднего побега из Токио осужденного главы автопроизводителя Карлоса Гона на зафрахтованном самолете. В некоторых случаях возникали проблемы с безопасностью, например, когда выяснилось, что некоторые деловые самолеты продолжали выполнять полеты в воздушном пространстве Белоруссии даже после указа Европейской комиссии облетать страну после того, как рейс Ryanair вынужден приземлился в Минске, что позволило белорусским властям арестовать двух политических диссидентов.
В то время как Европейская ассоциация деловой авиации ясно дает понять свою обеспокоенность по поводу конфиденциальности, отраслевая организация по существу признает, что мало надежды на обеспечение такого типа защиты как в США, которая позволяет скрывать бортовые номера самолетов. Программа ограничения отображаемых данных с самолетов охватывает использование данных через сеть FAA. Но за ее пределами сторонние источники данных могут легко захватить адреса воздушных судов ИКАО непосредственно из передачи данных ADS-B Out. FAA устраняет этот пробел с помощью своей программы адресной конфиденциальности ИКАО, которая позволяет эксплуатантам использовать альтернативный временный адрес воздушного судна ИКАО, который не привязан к конкретному оператору через его национальный реестр воздушных судов.
«Поскольку только в Европейском Союзе 26 провайдеров аэронавигационных услуг, и если посмотреть на зону Евроконтроля, то в Европе намного сложнее организовать аналогичный процесс», - пояснил менеджер по коммуникациям EBAA Роман Кок. «Некоторые из этих стран также указывают, что для них не является высоким приоритетом внедрение системы, эквивалентной американской, поскольку они справедливо указывают, что она будет охватывать лишь небольшую долю рейсов».
Таким образом, хотя EBAA является решительным сторонником важности конфиденциальности и безопасности для тех, кто использует бизнес-авиацию в качестве альтернативы услугам регулярных авиакомпаний, ассоциация на данный момент смирилась с тем, что отслеживание рейсов доступно практически любому. «Мы принципиально выступаем за расширение инструментов защиты конфиденциальности, и мы продолжаем следить за этой проблемой, но, к сожалению, мы далеки от достижения решения на уровне всего ЕС».