Бизнес-джетлаг

Российские владельцы и операторы бизнес-джетов просят Минтранс обеспечить им те же условия и скорость получения допусков для рейсов за рубеж, какими обладают иностранные перевозчики, прилетающие в РФ.

Начиная с ЧМ 2018 года иностранцам ускорили выдачу разрешений при использовании самолетов вместимостью до 20 пассажиров. Российским перевозчикам приходится ждать допусков до нескольких дней. Однако эксперты полагают, что у Москвы нет рычагов воздействия на ситуацию, кроме ухудшения условий для иностранцев.

 

Объединенная национальная ассоциация деловой авиации (ОНАДА) в конце 2021 года направила в Минтранс обращение, попросив уравнять условия получения допусков на международные перелеты для российских и иностранных бизнес-перевозчиков. Как пояснил “Ъ” президент организации Ярослав Одинцев, к чемпионату мира по футболу 2018 года российская сторона ускорила выдачу допусков для иностранных эксплуатантов самолетов вместимостью не более 20 пассажиров до одного рабочего дня. До этого оформление занимало несколько дней. С 2019 года, согласно постановлению правительства №527, Росавиация начала принимать заявки для оформления разовых разрешений на полеты не позднее чем за три часа до начала рейса, если он выполняется в личных целях, и не позднее чем за 24 часа — при коммерческой перевозке.

Между тем согласования для летающих за рубеж российских операторов бизнес-джетов по-прежнему занимают до нескольких суток, отмечает господин Одинцев.

В ОНАДА считают необходимым, чтобы регуляторы РФ добились ускоренного получения допусков для отечественных эксплуатантов за рубежом либо ввели для иностранцев те же сроки, что действуют для российских компаний. Как сообщили в ОНАДА, 22 декабря в Минтрансе прошло совещание под председательством замминистра Игоря Чалика, по итогам которого стороны составили протокол о разногласиях. В Минтрансе на вопросы “Ъ” не ответили.

«Создается впечатление, что российские авиавласти развивают иностранных, а не российских перевозчиков»,— подчеркивает один из участников встречи, глава Sirius Aero Михаил Парнев. Проблема, по его словам, в том, что в законодательстве РФ бизнес-авиация не выделена в отдельное регулирование: «За рубежом нас рассматривают по тем же правилам, что "Аэрофлот": при выдаче разрешений на полеты в Германии заявки принимают за 48 часов, а во Франции — только по будням». Затягивание сроков, уточняет гендиректор Bjet Алексей Бутримов, в основном происходит, если компания выполняет коммерческий чартерный рейс.

Если летит сам владелец самолета и его попутчики, как правило, допуск выдается в день обращения.

На рынке деловой авиации в России работают не более двадцати отечественных перевозчиков, имеющих коммерческий сертификат эксплуатанта, говорит директор по пассажирским перевозкам Chapman Freeborn в РФ Роман Воробьев (входит в Avia Solutions Group), тогда как «емкость рынка Европы измеряется сотнями компаний, а процесс согласований известен, предсказуем и не меняется десятилетиями». Но, подчеркивают в компании, «рынок должен строиться на паритетных началах в условиях здоровой конкуренции».

Установление паритетных условий будет нормальным гармонизированным решением, полагает Алексей Бутримов: «Минтрансу РФ нужно садиться с европейскими коллегами за стол переговоров и решать вопрос. Упрощать процедуру при получении разрешения как с российской, так и иностранной стороны и не идти на конфликт интересов». По его словам, российские регуляторы могут использовать давление, отменив «бонусы» для международных операторов, но только «в крайнем случае».

Изменение действующих правил противоречит логике и не вызовет ничего, кроме негатива, соглашается исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев, но «иного действенного инструмента сегодня нет». Зарубежные регуляторы, по его мнению, не заинтересованы в преференциях для российских игроков и ухудшение условий для зарубежных операторов для обеспечения равных условий с российскими компаниями — «вариант более реалистичный, нежели их улучшение со стороны иностранных авиавластей».

Айгуль Абдуллина, Коммерсантъ