Повлияют ли антироссийские санкции на сделки с бизнес-джетами?

Российская спецоперация в Украине вызвала осуждение и строгие санкции со стороны правительств по всему миру, включая США, Великобританию, Европейский Союз, Канаду и даже нейтральную Швейцарию. Многие компании по всему миру отказались от ведения бизнеса или приостановили продажу товаров и услуг в России. Санкции в целом почти наверняка будут иметь серьезные последствия для экономики для России, в том числе в сегменте деловой авиации.

По данным WingX, из 3860 частных рейсов, выполненных российскими деловыми самолетами в этом году по состоянию на 21 февраля, 43% приходилось на бизнес-джеты с большим салоном, сверхдальние и VIP-лайнеры. По мере того, как глобальный трафик продолжает расти, сохраняется высокий спрос на покупку таких самолетов на фоне крайне малого количества подержанных бизнес-джетов, доступных на вторичном рынке.

Будет ли какой-либо из сотен самолетов, принадлежащих или контролируемых Россией, продаваться пока действуют санкции? Пока это выглядит именно так, но сторонам, возможно, придется пройти через минное поле санкций и других препятствий, чтобы закрыть такие сделки.

Несмотря на чрезвычайно сложные и быстро меняющиеся санкционные правила во всем мире, покупатели могут инициировать сделки по покупке, аренде и финансированию с несанкционированными и другими российскими лицами, которые могут законно продавать активы. У продавца может быть очевидная мотивация генерировать денежные средства в долларах США или других приемлемых валютах, чтобы компенсировать финансовые потери, связанные с экономическими санкциями в отношении России.

Независимо от того, подпадает ли российский гражданин под санкции, связанный с этим репутационный риск для организаций, может быть значительным. Могут по-прежнему применяться другие санкции, которые, например, привели или приведут к тому, что продавец потеряет страховое покрытие или не сможет приобрести детали для технического обслуживания и безопасной эксплуатации своего самолета.

Хотя опытные брокеры и юристы бизнес-авиации привыкли вести переговоры о международных сделках, нынешняя обстановка отличается от той, что была до российской спецоперации в Украине. Независимо от того, регистрирует ли российское лицо (или другое лицо, не являющееся гражданином России) как истинный владелец воздушное судно в Австрии, Мальте, Сан-Марино или другом уважаемом реестре воздушных судов, владелец может на законных основаниях создать сложную сеть партнерств, трастов, компаний, корпораций и других организаций, которые косвенно владеют самолетом. При этом владелец может скрыть свою личность от сторон, участвующих в сделке.

Аналогичным образом, в США лицо, не являющееся «гражданином Соединенных Штатов» или иным образом не подпадающее под определение гражданина США в соответствии с Федеральными авиационными правилами, включая гражданина России, может создать «траст для неграждан» (non-citizen trust – NCT). Доверенное лицо NCT, которое для российского лица (или другого лица, не являющегося гражданином США) квалифицируется как гражданин США, имеет законное право собственности на самолет и регистрирует его в FAA.

Связывая сложную структуру собственности с бенефициарными интересами NCT, российские лица или другие продавцы могут создать непреодолимую преграду для обнаружения того, что они являются истинными бенефициарными владельцами. Еще до российской спецоперации такое структурирование вызвало споры в США по поводу прозрачности, злоупотреблений и рисков для национальной безопасности, связанных с тем, что иностранные владельцы самолетов не были указаны в FAA или в реестре самолетов FAA.

Что может показаться непреднамеренным последствием санкций против России, любой из тысяч нероссийских лиц, предпочитающих обратную продажу или использующих сложную структуру собственности по налоговым, торговым, безопасности и другим уважительным причинам, обязательно может оказаться втянутым в проверку сделок российского типа.

Если покупатель не может подтвердить, что продавец является российским лицом, не находящимся под санкциями, или другим законным продавцом, покупателю, возможно, придется отказаться от сделки. Однако продажа может быть продолжена, если появится настоящий продавец или покупатель сможет установить, посоветовавшись с адвокатом, что санкции не применяются или что разрешение на покупку существует или может быть получено.

Будем надеяться, что никто в бизнес-авиации не будет косо смотреть на человеческую трагедию, вызванную спецоперацией России в Украине. Но частная авиация — это бизнес, основанный на сделках и отношениях, имеющий ценность и ответственность по всему миру. Можно с должной осторожностью продолжать межнациональные покупки и продажи самолетов, в которых могут участвовать российские лица, в то же время делать все возможное для поддержки мирного и конструктивного решения в наших геополитических реалиях.

Дэвид Г. Майер, AINonline