«Серый» рынок черного континента

Роланд Ияйи, генеральный директор Topbrass Aviation, зарегистрированной в Нигерии нерегулярной авиакомпании, заявил, что сектор бизнес-авиации Нигерии не смог полностью реализовать свой потенциал. По его словам, это связано с тем, что было позволено процветать «серому» рынку в значительной степени из-за неадекватной структуры, плохого соблюдения нормативных актов и политики лицензирования авиакомпаний, предусматривающей единые требования для всех.

В эксклюзивном интервью журналу African Aerospace Ияйи сказал: «Если у вас «серого» рынка больше, чем лицензированных операторов, как может расти рынок? Вы не можете развивать этот рынок, потому что это означает искажение ценообразования. Искажение цен является основным фактором, сдерживающим инвесторов при выходе на нигерийский рынок. Это фундаментальные вопросы, которые необходимо рассмотреть, прежде чем говорить о том, есть рост или его нет. Итак, мы рассматриваем вопросы, связанные с нормативными актами и обеспечением соблюдения нормативных актов, чтобы этот сектор мог дать необходимый рост».

Роланд Ияйи привел в пример недавний случай, когда в аэропорту Ибадана в течение нескольких недель произошло два инцидента. «Ни одна регулярная авиакомпания не летала в Ибадан, потому что аэропорт был закрыт в определенное время. Одна из авиакомпаний прилетела однажды ночью и ее самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. К счастью, авария не привела к жертвам, но выяснилось, что данная авиакомпания даже не была лицензированным оператором».

«Это часть «серого» рынка. Я могу гарантировать, что оператор запросил цену ниже рыночной, потому что они не платят никаких налогов авиационному регулятору CAA. Таким образом, лицензированные операторы, которые обычно включают в цену и налоги, уже вытеснены с рынка. Игрок на «сером» рынке будет захватывать рынок, подрезая всех остальных. При такой структуре вы не увидите роста. По сути, структура отрасли несовершенна и нуждается в регулировании и правоприменении, и пока это не будет сделано, любой потенциал, о котором мы говорим сегодня, будет просто миражом», - сказал он.

Ияйи сказал, что огромный потенциал рынка нерегулярных рейсов заключается в том факте, что регулярные внутренние рейсы выполняются только в 11 из 33 аэропортов страны, и что у более элитных пассажиров, которые предпочитают нерегулярные рейсы, было бы больше причин делать это из-за проблем с отсутствием широкой маршрутной сети. «Как правило, это должно способствовать росту сектора деловой авиации, но причина, по которой мы не наблюдаем такого роста, заключается в вопросах структуры, которые являются очень фундаментальными», - подчеркнул он.

«Из-за того, что регулирующий орган закрывал глаза на «серый» рынок, потенциал структурированного роста в этом секторе был сведен на нет», - сказал он.

Говоря о дальнейших действиях, Ияйи сказал: «Для того, чтобы ситуация изменилась, ключевое значение имеет соблюдение нормативных актов. Нам нужно пересмотреть нашу политику, которая не способствует росту. Мы должны пересмотреть структуру лицензирования авиакомпаний, чтобы учесть различные ниши, в которые хотят попасть операторы. Я думаю, что принцип «одних требований для всех» ошибочен. Разумно лицензировать авиакомпании, основываясь на их категориях».

Ияйи добавил, что нерегулярные рейсы были бы прекрасной возможностью для молодых пилотов приобрести опыт, необходимый для перехода на более крупные самолеты, «но, к сожалению, из-за того, что сектор авиации общего назначения в Нигерии еще не структурирован, этот потенциал на данный момент неосуществим».

Он сообщил, что его авиакомпания Topbrass Aviation решила реструктурировать свою деятельность и сосредоточиться на другой нише. «К третьему кварталу этого года мы планируем привлечь новые активы, чтобы иметь возможность использовать эти нишевые рынки. Мы пытаемся понять, как мы можем использовать наши контакты за пределами Нигерии, чтобы получить доступ к этим активам».