Международная организация гражданской авиации (ИКАО) опубликовала второе издание своего Глобального плана обеспечения авиационной безопасности (GASeP). Опубликованный план был подготовлен в соответствии с резолюциями Ассамблеи ИКАО A41-18 и 19, в соответствии с которыми агентство ООН обязалось отслеживать прогресс государств-членов в реализации последних мер в рамках программы универсального аудита безопасности.
В документе определены следующие шесть приоритетов для правительств и отрасли: осознание рисков, культура безопасности, человеческий фактор, технологические инновации, надзор и обеспечение качества, а также сотрудничество между заинтересованными сторонами. В нем содержится стратегия и рекомендации по защите от меняющихся угроз безопасности.
«Новый Глобальный план ИКАО по авиационной безопасности является одновременно признанием неотложных и меняющихся проблем авиационной безопасности, с которыми мы сталкиваемся, и результатом непоколебимой приверженности ИКАО их решению», - сказал генеральный секретарь ИКАО Хуан Карлос Салазар. «Этот план является центральным элементом нашей поддержки активных действий правительств в области авиационной и кибербезопасности. Он также оказывает решающую поддержку нашей пропаганде увеличения объема ресурсов и сосредоточения внимания на этих приоритетах».
По решению суда, операторы несут неограниченную ответственность
Ранее в этом месяце верховный суд провинции Онтарио постановил, что авиакомпания «Международные авиалинии Украины» (МАУ) обязана возместить ущерб канадским семьям, потерявшим родственников, когда рейс PS752 был сбит иранской гвардией вскоре после взлета из Тегерана в январе 2020 года. По мнению экспертов по правовым вопросам и безопасности, это решение является знаковым и имеет серьезные последствия для всех эксплуатантов воздушных судов в плане их ответственности за выявление рисков, связанных со всеми рейсами.
Суд Онтарио заслушал информацию о том, что авиакомпания МАУ провела оценку рисков за несколько дней до этого инцидента, но она не была обновлена, несмотря на быстро меняющуюся ситуацию в Иране. Авиалайнер был неправильно идентифицирован иранскими подразделениями ПВО, что привело к гибели 176 человек.
«В данном случае так получилось, что это были «Международные авиалинии Украины», но, честно говоря, эта ситуация могла затронуть любого оператора, это не было проблемой конкретной авиакомпании», - сказал Эндрю Николсон, генеральный директор группы авиационной безопасности Osprey Flight Solutions. «Операторы несут этот риск неограниченной ответственности, что делает необходимость оценки рисков, регулируемого, перспективного, упреждающего управления рисками четким требованием, требующим разъяснительной работы».
Согласно Osprey, эксплуатанты должны оценивать все рейсы на предмет потенциальных угроз безопасности. «Традиционно авиакомпании в значительной степени полагались на рекомендации регулирующих органов и правительств в отношении безопасности воздушного пространства и рисков, связанных с полетами», - прокомментировал Николсон. «Однако, как ясно показывает этот случай, такая информация часто задерживается, засекречивается или на нее влияют политические факторы».