Новые налоги похоронят бизнес-авиацию Франции

С 1 марта на чартерных рейсах бизнес-авиации из аэропортов Франции резко возрастут налоги с пассажиров, что, как предупредила Европейская ассоциация деловой авиации (EBAA), может угрожать операторам, базирующимся во Франции. В соответствии с бюджетом, утвержденным на прошлой неделе новым премьер-министром Франции Франсуа Байру, чартерные операторы могут быть обязаны взимать налоги в размере от 210 до 2100 евро с каждого пассажира.

Новый налог на авиационные перевозки на всех коммерческих рейсах был впервые предложен в октябре 2024 года. По словам председателя правления EBAA France Шарля Агеттана, изначально не было ясно, будет ли создана специальная категория с более высокими тарифами для бизнес-авиации. К разочарованию EBAA, налоги, которые сейчас будут введены, увеличиваются на 300% по сравнению с предыдущими ставками.

В течение нескольких недель ассоциация пыталась воздействовать на предложения правительства бывшего премьер-министра Мишеля Барнье, которые предусматривали введение налогов в размере от 300 до 3000 евро с каждого пассажира. В результате ставки были снижены до 120-1200 евро, но затем Барнье был вынужден покинуть свой пост, потеряв вотум доверия парламента.

Агеттант отметил, что группа из шести путешественников, совершающих три рейса на самолете скромных размеров, таком как Cessna Citation CJ2, внутри Франции, столкнется с непропорционально большим налоговым бременем по сравнению, скажем, с двумя пассажирами, совершающими чартерный рейс на дальнее расстояние. Например, он сказал, что если эта группа на самолете CJ2 вылетит из Бордо в Марсель, а затем в Лион, прежде чем вернуться в Бордо, их совокупный налог может составить 7500 евро при чартерном рейсе стоимостью 12000 евро. Для сравнения, два пассажира, летящие рейсом из Парижа в Токио, заплатили бы по 2100 евро каждый, но при гораздо более высокой стоимости чартера.

Более того, EBAA France предупредила своих членов о том, что применение нового налога, как ожидается, будет довольно жестким. По данным группы, операторы, которые не взимают надлежащую сумму налога с пассажиров, теперь могут быть оштрафованы. Потенциально они могут быть ретроспективно проверены на предмет возможного несоблюдения требований с учетом более ранних налогов за предыдущие три года, что может потребовать выплаты сотен тысяч или даже миллионов евро.

Агеттант принимает звонки от операторов по всей Европе, которым неохотно приходится объяснять пассажирам, что рейсы, которые они забронировали ранее, теперь будут облагаться высокими налогами, что, возможно, приведет к отмене рейсов. Он опасается, что для французских перевозчиков это может иметь серьезные последствия, поскольку 90% их рейсов совершаются из аэропортов Франции.

На этой неделе в своем посте в социальных сетях Эммануэль Комб, профессор бизнеса из Университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна, раскритиковал новый налог как «опасный и поспешный». Он повторил жалобы EBAA на то, что правительство не провело никакой экономической оценки и что ни один из предполагаемых 900 млн евро, полученных за счет налога, не был выделен на инициативы по декарбонизации.

Комб также отметил, что налог непропорционально сильно выделяет французский сектор деловой авиации, поскольку он не соответствует налоговым структурам других стран Европейского Союза. За пределами ЕС правительство Великобритании настаивает на значительном повышении пошлин на авиаперевозки чартерными деловыми самолетами, но даже новая максимальная ставка в размере около 1300 долларов не является столь карательной, как сборы, которые вот-вот вступят в силу по другую сторону Ла-Манша.

Для EBAA France политическая подоплека недавних нападок на бизнес-авиацию – в виде новых налогов и обременительных требований ЕС по предотвращению танкирования топлива – кажется в лучшем случае противоречивой. Агеттант, который также является членом правления EBAA и председателем ее совета, отметил, что при поддержке крупных французских корпораций, включая Airbus и Michelin, правительство обратилось в Европейскую Комиссию с просьбой отложить принятие нового экологического законодательства на том основании, что оно является чрезмерно обременительным в период экономических трудностей.

Европейское лобби деловой авиации коллективно добивается более конструктивного вмешательства правительства в поддержку более широкого использования экологически чистого авиационного топлива. В то же время оно чувствует себя исключенным из более широких усилий ЕС по декарбонизации после того, как был исключен из таксономии устойчивого развития Европейской комиссии, которая, среди прочего, поддерживает доступ к финансированию для «зеленых» инвестиций.

EBAA France участвовала в том, чтобы убедить французского производителя Dassault возглавить судебный процесс по оспариванию политики в области таксономии в Европейском суде по правам человека, и Daher вместе с базирующейся в Брюсселе EBAA также поддержали это дело. Интересы Airbus в области воздушного транспорта, напротив, уже охвачены положениями о таксономии, в результате чего складывается впечатление, что в целом авиационный сектор придерживается несколько противоречивого подхода к устойчивому развитию в некоторых отношениях. В то же время, EBAA France подала петицию в Конституционный совет страны, утверждая, что основания для взимания налогов с пассажиров противоречат Конституции.

«Основная трудность заключается в непонимании правительством бизнес-авиации», - сказал Агеттант в интервью AIN. «Только во Франции 1000 рейсов бизнес-авиации в год совершаются для перевозки донорских органов, что составляет 30% от общего объема полетов, остальное приходится на бизнес-рейсы. Уничтожение бизнес-авиации означает прекращение полетов по медицинской эвакуации».

По данным EBAA France, только 10% рейсов бизнес-авиации предназначены для отдыха, по сравнению с 90% регулярных рейсов авиакомпаний. Группа, в которую входят 90 членов, сообщила, что в 2023 году отрасль обеспечила 101500 рабочих мест и экономический эффект в размере 32,1 млрд евро, при этом в стране базировалось почти 500 самолетов и было зарегистрировано чуть более 350 воздушных судов. Более половины всего трафика в 2023 году было коммерческим.

«Для французских компаний это [новый налог] ужасно», - заключил Агеттант. «У нас было много обсуждений с администрацией Байру, но сейчас они не собираются менять закон, поэтому мы начали работу по улучшению бюджета на 2026 год и надеемся снизить эти налоги. Для нас это просто начало долгой и неприятной истории».