Правила VIP-охоты для губернаторов и вертолетов. Советы специалиста.

Пилотов в спецкурсах учат охотиться, но в истории трагедии с Игорем Есиповским, похоже, место инструкций заняли приказы.

Пилотов в спецкурсах учат охотиться, но в истории трагедии с Игорем Есиповским, похоже, место инструкций заняли приказы.

Версия о том, что вертолет иркутского губернатора Игоря Есиповского разбился во время охоты на медведя, получает все новые подтверждения. Авиакатастрофа 10 мая могла произойти, когда на борт вертолета с помощью лебедки пытались втащить тушу убитого медведя, сообщили СМИ источники, близкие к следствию. Напомним, что в январе на Алтае Ми-171 с vip-охотниками тоже разбился при попытке поднять с земли трофей. Правда, тогда речь шла о горных баранах - архарах. Мы решили внести свою лепту в дело обеспечения безопасности губернаторов. По просьбе «Свободной прессы» заслуженный пилот СССР, испытатель вертолетов Всеволод Овечкин, дал ряд практических советов, как нужно безопасно охотиться с борта вертолета.

«СП»: - Что главное при такой охоте?

– Главное - соблюдать законы и правила Гражданской авиации, которые разрешают охоту только после специального обучения, целого ряда контрольных проверок экипажа. Кроме того, есть федеральные законы, разрешающие или запрещающие охоту.

«СП»: - Иркутские охотники поднимали на тросе тушу медведя. Это допустимо?

– Я летал на Bell'е, но на другом. Но помню, что это была достаточно энерговооруженная машина. Это зависит от веса медведя и от других факторов - температуры, влажности при взлёте.

«СП»: - Если вы охотитесь с вертолета, что должен делать пилот?

– Он должен гоняться за зверем и маневрировать так, чтобы ружье охотников было направлено в сторону медведя.

«СП»: - Есть какие-то способы отработать это маневрирование?

– Необходимо иметь навык полетов по соответствующему заданию. Кое-какие предварительные упражнения тоже нужны. В курсе подготовки летного состава, кстати, есть раздел про отстрел диких зверей.

«СП»: - А что представляют эти упражнения, на пальцах?

– Летают с опытным инструктором, который показывает, как нужно разворачиваться. Отрабатываются навыки маневрирования на малых высотах.

«СП»: - Губернатор Иркутской области, судя по всему, охотился с вертолета ночью. Есть какие-то специальные регламенты для такого рода полетов в темное время суток?

– Ночью нужно летать на высотах выше безопасной. Есть такое понятие - безопасная высота. Кроме того я не уверен, что на этом вертолёте, который разбился в Иркутской области, ночные полёты вообще разрешены.

«СП»: - То есть, если полет проходит над лесом или сложным рельефом, нельзя опускаться ниже определенной - безопасной - высоты?

– Нельзя. Кроме того, там, по-видимому, речь идет о всяких горушках, склонах и так далее. Которые размер такой безопасной высоты только увеличивают.

«СП»: - При таком сложном рельефе на систему GPS можно надеяться, или здесь пилот должен сам досконально знать маршрут и визуально наблюдать местность?

– Полёт по приборам имеет свои особенности и выполнять его по цифрам указателя невозможно. Пилот обязательно должен знать привязку к местности.

«СП»: - То есть, если стоит задача охотиться ночью, в сложных условиях, пилот должен заранее хотя бы облететь район?

– Он должен, прежде всего, отказаться от такого задания.

«СП»: - Ну, он не может отказаться. Мы же знаем, что если губернатор командует, как он откажется?

– Это самое главное в нашем менталитете идиотском: что барин велел, то и сделал. У тебя есть законы, запрещающие это делать, а ты вынужден, потому что этот барин устроит тебе несносную жизнь.

«СП»: - Это вопрос выбора.

– Выбор здесь прост: или служебные неприятности или жизнь. И твоя, и хозяина. Летчик должен быть, прежде всего, квалифицированным, то есть в том числе и дисциплинированным. Не в смысле исполнения команд какого-то начальника, а - в соблюдении правил и инструкций, которые писали профессионалы. Тогда и трагедий не будет. Но и хозяин не должен выходить за рамки дозволенного. Если лётчик не имеет права на те или иные действия, то и нельзя на него давить.


Техника не при чем

Межгосударственный авиационный комитет заявил, что катастрофа вертолета Bell-407 не связана с техническим состоянием разбившейся машины. По данным расследования, она врезалась в 25-метровое дерево.

По официальной версии, губернатор летал осматривать территорию, отведенную под туристическую зону. При этом участники облета, очевидно, собирались и поохотиться: они захватили с собой карабины и боеприпасы. Ранее люди, работавшие на месте катастрофы, рассказали, что рядом с местом крушения лежала туша медведя, но ее было приказано оттащить подальше в лес.

По словам из источников, перед катастрофой вертолет находился в режиме зависания над тайгой: на тросе лебедки вниз спускали охранника, чтобы тот привязал к ней охотничий трофей. Скорее всего, это был застреленный медведь.

Площадки для посадки рядом не оказалось, поэтому поднять добычу решили с воздуха. Зависание само по себе является сложным маневром, тем более среди деревьев ночью. Возможно, пилоту просто не хватило квалификации, и он задел несущим винтом за кроны деревьев. Это привело к частичному разрушению винта, и потерявший управление вертолет врезался в ближайшее дерево.


Игрушка ценой 74 432 829 рублей

Вот выдержка из рекламного буклета Bell 407. «Эта машина наделена максимальной скоростью, полезной нагрузкой и дальностью в данном классе. При отличных летных характеристиках, этот вертолет остается простым, надежным и выносливым. Наделенный управляемостью спортивной машины и непревзойденными характеристиками системы управления, 407 остается мобильным вертолетом с прекрасными летными возможностями. Фюзеляж оснащен большим количеством технологических панелей для обеспечения простоты технического обслуживания. Элементы систем управления эргономичны и удобны для экипажа. Все это делает Bell 407 лучшим в своем классе».

Кстати, стоит такая машина – действительно лучшая в классе – 74 432 829 рублей.


Характеристики вертолета Bell 407

Максимальный взлётный вес - 2 381 кг.

Вес пустого - 1 189 кг.

Полезная нагрузка - 1 178 кг.

Максимальная нагрузка на внешней подвеске - 1 200 кг.

Объём топлива:

Основной бак - 484 л.

Дополнительный бак - 72 л.

Силовая установка:

Модель Roll-Royce Allison 250-C47B

на крейсерском режиме - 635 л.с. (470kW)

максимальная - 813 л.с. (606kW)

Летные данные:

Максимальная скорость - 256 км/ч

Крейсерская скорость - 246 км/ч

Максимальная дальность полета - 710 км

Максимальная продолжительность полета - 4,5 часа

Максимальная рабочая высота - 6 040 м.

Экипаж: 1 пилот, до 6 пассажиров

Андрей Полунин

Источник: Свободная пресса