На крышах бизнес-центров появляются недетские площадки

Мировой финансовый кризис больно ударил по карманам российских девелоперов, поэтому некоторые из них, видимо уже приевшись печальной реальностью, позволяют себе окунуться в футуризм и на своих проектах доказать всем свою готовность к светлому будущему

Мировой финансовый кризис больно ударил по карманам российских девелоперов, поэтому некоторые из них, видимо уже приевшись печальной реальностью, позволяют себе окунуться в футуризм и на своих проектах доказать всем свою готовность к светлому будущему. Взять хотя бы вводимые бизнес-центры и торгово-развлекательные комплексы с оборудованными вертолетными площадками на крышах. Все бы ничего, но вот только пока в Москве полеты на личных воздушных транспортах запрещены. Что же толкает девелоперов на такие проекты – уверенность в скорой легализации полетов или просто красивое бессмысленное дополнение к новому зданию?

Опыт развития крупнейших городов-мегаполисов мира свидетельствует о широком использовании авиации и авиационных технологий в интересах муниципальных служб и обеспечения жизнедеятельности города.

В США и Западной Европе существуют развитые воздушно-транспортные системы, включающие десятки владельцев-эксплуатантов, крупные вертодромы и мелкие вертолетные площадки, среди которых значительную часть составляют частные.
Эти системы развиваются в соответствии с планами городов и регионов. При общей тенденции к ограничению деятельности крупных аэропортов, находящихся внутри мегаполисов, и выводу их за пределы городской черты активно развивается инфраструктура вертодромов и вертолетных площадок. Большая часть вертолетных площадок, расположенных в крупных городах мира, предназначена для коммерческого использования. Городские вертодромы, предназначенные для совместного использования, как правило, находятся в муниципальной собственности и сдаются в аренду управляющим компаниям.

Что касается Москвы, то еще в 2002 г.
было принято постановление правительства Москвы от 02.04.2002 N 246-ПП «О концепции развития воздушно-транспортной системы города Москвы до 2005 г.», в котором отмечено, что «в настоящее время в Москве действует система авиационного обеспечения правоохранительных органов, противопожарной и экстренной медицинской служб, а также выполняются специальные авиационные работы для решения экологических задач, аэросъемок (дистанционного зондирования), строительно-монтажных работ и метеозащиты города».

Сравнение результатов развития и применения авиационных технологий в Москве, основанных на использовании вертолетного транспорта, с другими крупными городами мира показывает значительное отставание в этой области. Масштабы применения авиационных технологий в Нью-Йорке, Париже и других крупных городах мира в десятки раз превышают достигнутый в Москве уровень, как по интенсивности выполнения полетов, так и по количеству вертолетной техники и организаций, осуществляющих ее применение и эксплуатацию. На такой же порядок отличаются созданные в городах сети оборудованных вертолетных площадок. Значительно выше в зарубежных мегаполисах уровень функционального развития строительства вертолетных площадок, использующего для их оборудования крыши зданий и другие специальные сооружения.

Однако не так давно на севере Москвы MR Group открыла 20-этажный бизнес-центр класса А Victory Plaza.


Общая площадь объекта достигает 31 014 кв. м. Проектом предусмотрена не только подземная парковка на 240 машино-мест, но и вертолетная площадка. Однако не понятно, зачем девелопер потратил лишние деньги на обустройство этой площадки, ведь полеты над Москвой еще никто не легализовывал. И MR Group не единственные, кто возводят подобные проекты.

Быть может девелоперы уповают, на то, что в скором времени власти разрешат воздушному транспорту бороздить столичное небо, приземляясь на площадки, оборудованные на крышах торговых и офисных зданий? Первая ласточка в этом направлении уже вылетела, правда в Северной столице.
Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявляет, что «если инвесторы захотят построить вертолетную площадку в составе инвестиционного проекта, схема не будет для них ограничителем».

Как заметил вице-губернатор города Роман Филимонов, процесс согласования проектов, включающих создание вертолетных площадок, не должен быть связан с необходимостью внесения поправок в закон о схеме, для этого должно быть достаточно решения на уровне постановления городского правительства. В свою очередь глава Комитета по транспортно-транзитной политике правительства Санкт-Петербурга Николай Асаул сообщил, что Комитет совместно с одним из разработчиков схемы – институтом «ЛенНИИПроект» рассматривает возможность создания вертолетной площадке в районе ул. Предпортовой и ряде других районов города. В ближайшее время Комитет сформулирует свои предложения относительно внесения изменений в действующие нормативы в области ограничения полетов над городом.

По словам юриста компании «Синергия права» Андрея Елистратова, в целях дальнейшего развития авиационных технологий в интересах городского хозяйства и жизнеобеспечения города, его воздушно-транспортной системы необходимо решение трех основных задач:
- развитие авиационной техники и насыщение парка городской авиации легкими вертолетами, обеспечивающими решение специальных задач в интересах городских служб, коммерческих перевозок и авиаработ;
- развитие городской авиационной инфраструктуры, включающей вертодромы и вертолетные площадки;
- организация безопасного использования воздушного пространства над городом».

«Однако на данный момент в Москве не существует нормативов эксплуатации городских вертолетов и вертолетных площадок, нет схемы маршрутов полетов.
Для получения разрешения полета над Москвой необходимо получать разрешение в Генеральном штабе Минобороны РФ, каждый полет необходимо согласовать в многочисленных инстанциях. Фактически вертолетные площадки как объекты стратегического назначения используют только МЧС (эвакуция и т.п.), скорая помощь и др. подобные службы. Коммерческое использования вертолетов и вертолетных площадок (авиатакси, экскурсионные полеты над городом) станет возможным только после получения разрешения на полеты над Москвой. В настоящее время совершать частные полеты нельзя», - заявляет он.

Что же касается специальных нормативов, регламентирующих строительство вертолетных площадок на крышах, в Москве, то в Законе Москвы №63 от 13.12.2006 г.
«О городской целевой программе возрождения и развития региональных перевозок с использованием малой авиации на 2007-2010 годы» отмечено, что для создания наземной инфраструктуры авиаперевозок планируется разработать проект СНиП по проектированию вертолетных площадок, размещаемых на кровле или приподнятых платформах над водой или строениями, сооружениями с учетом СНиП 2.05.08-85 Часть VII «Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов».

При этом согласно постановлению правительства Москвы от 02.10.2001 N 894-ПП «Об утверждении московских городских строительных норм (МГСН) 3.01-01 «Жилые здания»» для усиления пожарной безопасности все здания выше 65 метров (30 этажей) должны быть оборудованы вертолетными площадками, при этом необходимо предусмотреть дополнительный выход на кровлю.
Но это только объясняет тот факт, что застройщики оборудуют крыши высотных зданий вертолетными площадками, а вот как объяснить наличие площадки на крыше 20-этажного бизнес-центра? Видимо, столичные девелоперы все-таки не равнодушны к американским экшенам, или же они свято верят в скорую легализацию воздушных полетов.

Анастасия Кременчук

Источник: Арендатор.ру