Итоги-2009: две трети погибших - погибло в вертолетах!

Главный итог года - качество эксплуатации вертолетов не соответствует современным требованиям. Если замена самолетного парка каким-то образом идет, то вертолетный парк продолжал стареть, новые модели вертолетов поставляются почти исключительно на экспорт.

2 марта состоялось расширенное заседание коллегии Федеральной службы по надзору на транспорте (Ространснадзор), на котором подводились итоги работы. Все корреспонденты в один голос радостно отметили, что "в 2009 году показатели аварийности, особенно в коммерческой авиации, выглядят несколько лучше, чем в 2008 году". "В сравнении с 2008 годом количество авиационных происшествий (АП) сократилось на 8%, общее число инцидентов - на 6%, а количество погибших уменьшилось на 57%". "В коммерческой авиации, в сравнении с 2008 годом, общее число АП сократилось на 8%, общее число инцидентов - на 7%, количество погибших - на 70%". Ура!?

Если воздушные суда разделить на самолеты и вертолеты, то вертолетные итоги становятся прямо противоположными и далеко нелицеприятными. Вы можете самостоятельно посчитать и сравнить по таблице.

Классификация

Годы

Коммерческая авиация

АОН

Всего

Вертолеты

Всего

Вертолеты

1-2 кл.

3-4 кл.

Авиационные происшествия

2009

12

7

3

11

2

2008

13

3

4

12

4

Катастрофы

2009

6

4

1

8

2

2008

8

3

1

6

2

Погибло

2009

39

30

4

22

6

2008

129

22

3

11

5

Аварии

2009

6

3

2

3

-

2008

5

-

3

6

2

Списано ВС

2009

5

1

3

5

2

2008

9

2

2

7

2

Инциденты

2009

820

78

6

21

8

2008

877

107

11

15

5

Повреждения на земле

2009

72

7

-

2

-

2008

68

5

1

-

-


Вклад вертолетов в общую копилку: АП - 52,2%, катастрофы - 50%, число погибших - 65,6%, аварии - 55,6%, инциденты - 10,9%. При налете втрое меньше, чем у самолетов, вертолеты принесли больше половины всех бед и 2/3 погибших. По сравнению с 2008 г., показатели безопасности вертолетов ухудшились, только по числу погибших на треть. Безобразие! У такого уникального средства, которому в случае отказа или ошибки не требуется ни поступательной скорости, ни ВПП (можно спасти людей), более половины АП вертолетов - катастрофы (из 12 АП 7 - катастрофы). Приведу еще одно косвенное подтверждение необязательности людских потерь в вертолетах: из 7 аварий и катастроф вертолетов 1-2 класса в 2009 г. списан лишь один. 85% вертолетов вернулось в строй, а 30 человек уже не вернешь! Главным "могильщиком" года стали коммерческие вертолеты 1-2 класса (и совсем не Ми-2). Вывод неутешительный. Наши коммерческие операторы, много и красиво рекламирующие свои успехи, вопросами безопасности полетов вертолетов не занимаются. Одновременно с ростом аварийности растет число всевозможных наград "За выдающийся вклад…"!

Несколько слов про АОН. Из материалов заседания: "Особо отмечена необходимость усиления надзора за использованием воздушного пространства, особенно авиации общего назначения". На самом деле доля вертолетов АОН - не столь значительна, в 2009 г. она составила: по АП - 8,7%, катастрофам - 28,6%, числу погибших - 15%, аварий - 0, инцидентов - 8,7%. Ноль в графе аварий означает, что любое происшествие заканчивается катастрофой. Тут не надзирать и запрещать, тут учить нужно!

В целом, уровень безопасности полетов вертолетов недопустимо низкий и продолжает снижаться. Почему? Причин сразу несколько. Приведу лишь одну, ту, что лежит на поверхности. Причина эта - информационная, точнее отсутствие информации. Обратите внимание на графу инциденты: при 10,9% вкладе в общее количество инцидентов, на долю вертолетов приходится 50% катастроф и 65,6% погибших (в 6 раз больше!). Это значит, что вертолетчики скрывают информацию! Аварию или катастрофу скрыть невозможно, а инцидент... На лицо стремление "половить рыбку в "мутной воде"! Чем оборачивается отсутствие информации? В век информационных технологий, когда одно нажатие клавиши позволяет мгновенно "перелопатить" любые массивы цифр, мы узнали, что у нас летают винты-двойники (с одинаковыми номерами) лишь после катастрофы вертолета Ми-8 "ЮТэйр" в Либерии. И не только винты, летают целые "колонии" контрафактных агрегатов...

Парадоксально, автомобилями занимаемся (программа утилизации старых авто, ремни, детские кресла), а про вертолеты забыли. Недавно у нас стало обязательным пристегиваться в пригородных автобусах и маршрутках, а в вертолетах можно не пристегиваться (за границей пассажиры вертолетов пристегиваются, в том числе и самые высокопоставленные).

Кто виноват? Можно ли определить меру ответственности при таком объединенном анализе? Ответ очевиден! Конечно, нет. Поэтому во всем виноват только один человеческий фактор. Вертолетчики летают в жестких условиях, садятся на неподготовленные площадки. Вместо того, чтобы судить экипажи, им помогать нужно. Как помогать? Переоборудованием вертолетов! Вертолеты устарели не только физически, но и морально (основную долю налета приносят "старушки" Ми-8Т). И профилактикой тут не помочь. Нужны кардинальные меры. Смена качества эксплуатации. Нужны комплексные программы с участием специалистов, властей и общественности. Основное направление - обновление парка (модернизация и утилизация старых машин), с упором на системы контроля технического состояния ВС и поддержки пилотов (облегчение рабочей нагрузки), контроля состояния и действий экипажа, обеспечения выживаемости. Кстати, обеспечение выживаемости не ограничивается только специальным оборудованием вертолетов, начинается со школьных занятий по ОБЖ и простирается до современного оборудования центров УВД на малых высотах. Работы хватит всем.

Главный итог года - качество эксплуатации вертолетов не соответствует современным требованиям. Если замена самолетного парка каким-то образом идет, то вертолетный парк продолжал стареть, новые модели вертолетов поставляются почти исключительно на экспорт. Вместе с парком стареет вся система летно-технической эксплуатации. И тут никакие полумеры не смогут переломить ситуацию. Качество эксплуатации наших вертолетов устарело безвозвратно.

Евгений Матвеев

Источник: АвиаПорт.Ru