VIP-летчики работают под постоянным давлением начальства, не могут подрабатывать, но получить место за штурвалом самолета президента все равно стремятся многие.
VIP-летчики работают под постоянным давлением начальства, не могут подрабатывать, но получить место за штурвалом самолета президента все равно стремятся многие.
В большинстве стран президентский самолет — борт № 1 — принадлежит не частному авиаперевозчику, а госавиации и должен обслуживаться военными летчиками. В России же с главой государства летают пилоты спецотряда, который подчиняется Управлению делами президента.
«Дело в том, что у военных летчиков зарплата намного меньше и нет возможности приработка. Поэтому руководство справедливо опасается, что, если сегодняшних гражданских спецпилотов одеть в военную форму и посадить на зарплату военного, они все разбегутся», — объясняет ситуацию
К слову, пилоты спецотряда и сейчас не могут похвастать высокими заработками: они получают намного меньше, чем летчики крупных коммерческих авиакомпаний.
Правда, за налетанные часы надбавка у них выше, чем у коммерческих пилотов, однако полет с президентом случается не каждый рабочий день, так что месячные доходы летчиков спецотряда высокие, но ниже, чем у первых пилотов частных авиаперевозчиков.
Платят мало, требуют много
Выгоды от работы на борту № 1 резко упали в последние годы, и не только
«Что может привлекать пилотов в работе в спецотряде? Зарплата и социальный статус не
И действительно, как показывает практика, если на борту самолета находятся первые лица государства, в случае аварии или катастрофы на членов экипажа вешают всех собак.
По словам опытных пилотов, вылет с
«Мне кажется, можно говорить о таком феномене, как летная невменяемость экипажа, который действует даже в угрозу самому себе, не отдавая себе в этом отчета или подавляя чувство осторожности», — рассуждает заслуженный штурман, эксперт по безопасности полетов Валентин Дудин.
Президент в самолете не хозяин
«Перевозки первых лиц в области соблюдения
Это означает, что формально командир экипажа во время полета все решения должен принимать самостоятельно, в том числе и при возникновении
Исключение составляют случаи, когда спецсамолет выполняет функции воздушного командного пункта в условиях войны. Тогда командир экипажа обязан выполнять указания Верховного главнокомандующего. Во всех остальных случаях президент на борту № 1 — пассажир и поэтому не может и не должен вмешиваться в работу пилота и влиять на его решения.
Но на практике получается иначе. «Не исключено, что 10 апреля польский пилот так стремился попасть в Смоленск именно потому, что если бы сел в Минске, то получил бы по шапке», — предполагает Акименков.
Главы государств, особенно бывших стран СССР, а также Латинской Америки и Африки, не слишком церемонятся со своими пилотами.
Так, Борис Ельцин в конце
Цифры
-
150 тысяч рублей — примерно столько получают пилоты российского борта № 1 в месяц
-
220 тысяч рублей — средняя зарплата командира воздушного судна крупной частной российской авиакомпании
-
41 год — средний возраст пилота гражданской авиации в России
-
56 дней составляет отпуск пилота борта № 1
-
60 млн. долларов стоит самолет российского президента
Источник: ТРУД