Пять причин, по которым в России самолеты падают чаще, чем в Европе и США.

Крушение самолета Ан-24 в Красноярском крае вновь подняло дискуссию о том, почему в России продолжают падать гражданские самолеты. Эксперты, опрошенные «Трудом», называют пять основных причин.

Крушение самолета Ан-24 в Красноярском крае вновь подняло дискуссию о том, почему в России продолжают падать гражданские самолеты. Эксперты, опрошенные «Трудом», называют пять основных причин.

Безопасность полетов в России — системная проблема, которая вызвана целым рядом недостатков как в авиации, так и в системе государственного контроля за отраслью. Об этом говорят эксперты, опрошенные «Трудом». По их словам, в России число авиакатастроф больше, чем в Европе или США, из-за слабости надзора со стороны государства, неисправности самолетов, необученности экипажа и того, что за падение самолетов никто не несет ответственности.

Летаем реже, падаем чаще

«В США и Европе количество часов налета на одну катастрофу больше, чем у нас, — сказал „Труду“ президент фонда „Партнер гражданской авиации“, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. — По абсолютным показателям мы тоже отстаем: катастрофы происходят чаще, чем в этих странах».

По его словам, причиной последних авиакатастроф в России объявляли человеческий фактор. «Это очень удобный шифр, которым прикрываются, не называя причины до конца, — говорит он. — Человеческий фактор — это не только экипаж, а все системное звено вплоть до роли государства».

Смирнов считает, что в недавней катастрофе самолета под Пермью пилоты невиноваты. «Тогда все свелось к тому, что в самолете были не должным образом подготовленные пилоты, — объясняет он. — Но экипаж невиновен — виновна система организации летной работы, которая сложилась в этой авиакомпании и в отрасли».

По его словам, за крушением последовало то, что порождает дальнейшие катастрофы: «Ни с одного из чиновников, отвечающих за безопасность полетов, не упал ни один волосок».

Надо учиться у финнов

Смирнов отмечает, что в других странах к организации полетов подходят иначе. «Попробуйте в США не выполнить предписания Бюро по авиационной безопасности — последуют строгие санкции», — негодует он. Результат, отмечает Смирнов, выходит неожиданный: «Например, у Finnair за все время ее существования не было ни одной авиакатастрофы».

Валерий Колчанов из Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта считает, что причины падения самолета могут быть разными. «Ан-24 в Красноярском крае упал, как сообщают в СМИ, из-за плохих погодных условий. Видимо, были просчеты в организации полета, — говорит он. — Бывает и так, что пилот не выспался, устал». Говоря о техническом состоянии самолета, Колчанов отмел возраст самолета как причину вообще любого крушения. «Не бывает плохих самолетов — бывают технически исправные самолеты и технически неисправные. Вот в чем причина».

Смирнов придерживается того же мнения. «Возраст роли не играет: был бы новый, все равно упал бы, — говорит он. — А вот наши авиакомпании стали злоупотреблять в последнее время и из-за нехватки пилотов нещадно эксплуатируют персонал, но природу не обманешь».

Причины

  • Неисправность самолетов. Возраст самолета неважен, но если есть неисправность, то до крушения — полшага.
  • Безответственность чиновников. За катастрофы никого не наказывают.
  • Дефицит пилотов. Оставшихся эксплуатируют нещадно.
  • Отсутствие опыта. Пилотов плохо готовят и мало тренируют для новых самолетов.
  • Системные просчеты. Структура безопасности полетов нуждается в реформе.

Крупнейшие авиакатастрофы России последних лет

  • Самолет МВД врезался в старый рудный отвал 1 ноября 2009 года. Из-под обломков извлечены тела 11 человек: 7 членов экипажа и 4 летчика подменного состава.
  • Противолодочный самолет ВВС утонул. Связь с экипажем прервалась 6 ноября 2009 года над акваторией Татарского пролива.
  • Губернатор Иркутской области погиб. Это произошло 10 мая 2009 года в результате несогласованного полета вертолета над окрестностями Байкала.
  • Вертолет «Газпром-авиа» столкнулся с горой 9 января 2009 года. Погибли и умерли от ран 7 человек.
  • Президент Польши разбился 10 апреля 2010 года вблизи аэродрома Смоленск-Северный. Также погибло почти все высшее военное командование Польши и политики — всего 96 человек.

Источник: ТРУД