Есть два рынка деловой авиации в Китае: официальный и неофициальный.
Есть два рынка деловой авиации в Китае: официальный и неофициальный.
Официально рынок частных бизнес джетов в Китае очень мал и полеты жестко регулируется государством.
Неофициальный рынок деловой авиации растет, и небо над материковым Китаем все более наполняется звуком незаконных «черных» полетов.
И часто такие «летучие голландцы» возникают на экранах радаров диспетчеров, после чего ходят слухи об участившихся полетах НЛО над Китаем. Жесткий контроль воздушного пространства со стороны государства и ограничение полетов, для всех кроме военных и коммерческих авиакомпаний, способствует нелегальным полетам частных самолетов. А так как благосостояние китайской элиты растет не по дням, а по часам, то новые летающие «игрушки» будут всё чаще неожиданно появляться на радарах диспетчеров. И эти полеты становятся головной болью для государственного регулятора.
Только в 2003 году, когда вышел Указ китайского Управления по контролю за полетами, частные лица и компании формально смогли позволить себе собственный самолет. С тех пор в Китае насчитывается около 200 частных самолетов. А какое количество из них регулярно выполняют рейсы, остается пока неясным. Сейчас для того что бы совершить полет на собственном самолете владельцу необходимо пройти через множество нормативных преград. Будущие пилоты должны обратиться в несколько различных местных и государственных министерств и ведомств, чтобы получить соответствующие лицензии, а для получения разрешения на полет представить подробный план полета в местное отделение управления воздушным движением, по меньшей мере, за семь рабочих дней.
Вместо того, чтобы пробираться через все эти бюрократические препоны, некоторые пилоты просто летят без разрешения. Хотя это незаконно полет «под радар» имеет очевидное экономическое преимущество: в соответствии с законами китайской гражданской авиации, штраф за незаконный полет составляет от 10000 до 100000 юаней (от 1500 до 15000 USD), в то время как заявка на официальное утверждение плана полета может стоить от 50000 до 100000 юаней (7300-15000 USD). Многие владельцы предпочитают просто заплатить штраф.
В стране, где в прошлом году насчитали 1900 миллиардеров, продавцы самолетов делают ставку на стремительный рост частных полетов. На недавно прошедшей в аэропорте Шанхая, первой китайской выставке Jet Expo было продемонстрировано 10 частных самолетов на общую сумму 1 млрд юаней . «Есть два типа людей, которые приходят на такие выставки - люди, кто любят летать и очень богатые люди», говорит Вэй Гун, директор Азиатско-Тихоокеанского подразделения Celink Limited, организатора шанхайского Jet Expo. «На вечерний коктейль мы пригласили 80 человек с состоянием более $ 50 млн.»
Но так как рынок частной авиации растет, возрастает потребность в упрощении правил частных полетов. И уже есть признаки того, что правительство начинает реагировать. Например, владельцам больших реактивных самолетов, теперь нужно представить плана полета за 24 часа до его начала - в отличие от недели для небольших воздушных судов. В провинции Гуандун и некоторых районах на северо-востоке Китая, местные власти разрешили летать на небольших высотах одномоторным самолетам.
Аналитики считают, что такие схемы в скором времени предвещают крупномасштабное открытие воздушного пространства. И сейчас дилеры при продаже самолета успокаивают будущего владельца тем, что к моменту получения самолета, а обычно от заказа до получения самолета проходит минимум полгода, законодательные проблемы с разрешением на полеты могут быть решены.
А владельцы воздушных судов тем временем работают над улучшением своего имиджа. Так например в июле 2010 г. Лю Бокуан, известный владелец отеля в городе Дунгуань, отличился тем, что поднялся в небо на своем вертолете, чтобы задержать группу воров. Бандиты украли его Porsche, но Лю мог отследить их, загнать в тупик, где воры были арестованы. Конечно, он взлетел без разрешения, но даже местные власти были вынуждены признать, что незаконный полет Лю был полезен. Позднее он был удостоен награды за свою роль в захвате воров.
По материалам Time