Авиакатастрофы: компания Ascend подвела итоги 2010 года

Британская консультационно-аналитическая компания Ascend обнародовала результаты 2010 г. по числу авиакатастроф и количеству погибших в мировой гражданской авиации.

Британская консультационно-аналитическая компания Ascend обнародовала результаты 2010 г. по числу авиакатастроф и количеству погибших в мировой гражданской авиации. Оба показателя ухудшились по сравнению с 2009 г. Если в 2009 г. одно летное происшествие, повлекшее гибель одного или более человек, приходилось на 1,5 млн полетов, то в 2010 г. катастрофой заканчивался один из 1,3 млн полетов. Количество катастроф увеличилось на 22% — с 23 в 2009 г. до 29 в 2010 г.

Тем не менее, как отмечает Ascend, 2010 г. все равно выглядит неплохо по сравнению с предыдущими годами; лучше него были только 2009, 2007 и 2006 гг., когда катастрофы происходили реже (т. е. одна катастрофа приходилась на большее число полетов). Общее количество катастроф, которых в 2010 г. было 28, несколько превысило среднее значение за прошедшее десятилетие, однако эта цифра существенно лучше среднего показателя 1990-х гг. (37,6 катастрофы в год).

Количество погибших пассажиров и членов экипажей возросло с 731 в 2009 г. до 828 в 2010 г., что примерно на 4% хуже, чем средний за десятилетие показатель (794 погибших). Число летных происшествий с гибелью пассажиров на регулярных рейсах увеличилось по сравнению с предыдущим годом с 10 до 19, число погибших — на 19%, с 609 чел. в 2009 г. до 726 чел. в 2010 г. С реактивными самолетами западного производства произошло восемь катастроф, в результате которых погибло 554 пасс. и членов экипажа. Это составляет почти 70% от общего числа погибших в гражданской авиации в 2010 г., при том что на самолеты западного производства, как отмечает Ascend, приходится почти 90% мировых пассажироперевозок. С реактивными самолетами восточного производства, как называет их Ascend, произошло две катастрофы, что лучше среднего уровня, составляющего 2,5 катастрофы в год; при этом количество погибших составило два пассажира и восемь членов экипажа, что гораздо лучше среднего за десятилетие показателя в 104 чел. (в статистику Ascend, очевидно, не попадает катастрофа польского правительственного Ту-154 под Смоленском, поскольку этот полет не был коммерческим рейсом).

Относительно турбовинтовых самолетов компания Ascend имеет информацию о полной потере 27 машин (включая потери на земле, не связанные с перевозками) западного производства вместимостью не менее 15 чел., годом ранее число потерь составило 18 машин. Имело место 11 катастроф против восьми в предыдущем году, погибло 169 пасс. и членов экипажа, годом ранее число погибших достигало 108 чел., а средний показатель за последнее десятилетие составляет 88 чел.

В целом, по мнению компании Ascend, несмотря на некоторое ухудшение в 2010 г., средний за десятилетие показатель количества катастроф, составляющий одну катастрофу на 1,2 млн полетов, значительно улучшился по сравнению с соответствующим показателем 1990-х гг., когда катастрофой завершался один из 700 тыс. полетов.

По оценкам Ascend, убыток в результате потерь самолетов и выплаты компенсаций составил около 2,15 млрд долл., что меньше по сравнению с 2009 г. (2,52 млрд долл.), но превышает объем страхования в 2010 календарном году, который оценивается на уровне 2,1 млрд долл.

К результатам Ascend хочется добавить, что вопреки распространенной среди населения и нагнетаемой средствами массовой информации аэрофобии, гражданская авиация остается самым безопасным видом транспорта.

Алексей Синицкий

Источник: АТО