Проблема авиаотрасли, лежащая на поверхности, — низкая производительность труда в службе управления воздушным движением и в аэропортовой деятельности.
Проблема авиаотрасли, лежащая на поверхности, — низкая производительность труда в службе управления воздушным движением и в аэропортовой деятельности. В России одна из самых многочисленных диспетчерских служб и служба управления воздушным движением. Возможно ли хотя бы сохранение на текущем уровне тарифов на управление воздушным движением и на аэропортовые услуги? Да, если внедрять современные технологии.
Необходимо снизить стоимость подготовки пилотов — сейчас она у нас одна из самых высоких в мире. Нужно отказываться от высшего образования для пилотов и готовить их 18 — максимум 24 месяца, выпуская их на двухдвигательных самолетах. Дальше авиакомпания за свои деньги должна переучивать их на нужный ей тип воздушных судов.
Следует внедрять безлюдные технологии в наземной инфраструктуре — во всем мире контейнерные технологии успешно работают.
Высокая стоимость аэропортового обслуживания с ростом требований к безопасности дальше будет только увеличиваться. И первый шаг, который напрашивается в связи с этим, — изменение статуса аэропортов, прежде всего местных и региональных, на посадочные площадки.
Все авиакомпании сталкиваются с серьезными проблемами при получении удобных слотов в аэропортах. Процедура их распределения непрозрачна. Между тем есть признанный во всем мире механизм — слот конференции, одобренный Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA). IATA готова предоставить нам поддержку, но на это нужна инициатива самих перевозчиков и аэропортов — принципиально не верно, чтобы этим занимались чиновники. То же самое касается и фонда гарантий выполнения перевозки — авиакомпании пытаются тормозить создание фонда, однако не создавать его нельзя. Кто будет оплачивать перевозку пассажиров обанкротившейся авиакомпании?
Очень важный вопрос — техническое обслуживание и ремонт авиатранспорта. Необходимо снижение существующих сертификационных требований, поскольку они давно устарели. Я имею в виду переход на безресурсное обслуживание, когда состояние самолета проверяется на соответствующих формах и чеках. Кроме того, нужно развивать бизнес по техническому обслуживанию авиационной техники — и никто, кроме авиакомпаний, этого не сделает, в мире уже это поняли.
Приоритетное внимание Минтранса России и Росавиации должно быть уделено развитию малой авиации. Она на грани исчезновения, поэтому финансовые, административные, организационные ресурсы направляются прежде всего в этот сегмент перевозок. На базе аэропортов создаются федеральные казенные предприятия, из федерального бюджета дотируются северные аэропорты, а многие субъекты Федерации дотируют и перевозки на МВЛ. Постановлением правительства были сняты таможенные пошлины на региональные самолеты вместимостью до 50 кресел. Эти программы носят долгосрочный характер, поскольку с нашими территориями и дорогами сохранение и развитие малой авиации является жизненно важной задачей.
Валерий Окулов, заместитель министра транспорта
Источник: Ведомости