Пилотов попросят сообщать о своих ошибках

Российские авиационные власти собираются заставить авиакомпании внедрить у себя практику, когда пилоты будут делать доклады начальству после полетов.

Российские авиационные власти собираются заставить авиакомпании внедрить у себя практику, когда пилоты будут делать доклады начальству после полетов. Причем не только обязательные, но и добровольные, которые пилоты смогут делать на конфиденциальной основе. Это позволит выявлять потенциально опасные факторы и будет способствовать профилактике авиационных происшествий, считают чиновники.

Пилоты смогут добровольно сообщать начальству о совершенных в ходе выполнения полета ошибках, и в этом случае к ним не будут применяться дисциплинарные санкции. Правда, это только в том случае, если не будут выявлены умышленные нарушения или незаконные действия, например употребление алкогольных напитков.

После получения сообщений в компаниях должны проанализировать информацию и разработать комплекс мероприятий, которые позволят предотвратить подобные ошибки в будущем.

Вторая сторона этой инициативы заключается в том, что пилоты смогут сообщать не только о собственных недостатках в работе, но и об ошибках, допущенных другими членами экипажа. При этом анонимность им гарантируют. А значит, нельзя исключить, что это может создать дополнительную психологическую дисгармонию внутри экипажей.

Пока механизм добровольных сообщений применяют только крупнейшие российские авиакомпании, такие как «Аэрофлот», «Трансаэро» или UTair.

Положение о добровольных докладах авиационного персонала предлагается включить в федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации». Соответствующий проект приказа Минтранса сейчас проходит согласование в ведомствах.

Заместитель министра транспорта Валерий Окулов (в прошлом гендиректор «Аэрофлота») в конце октября на совещании по безопасности полетов с руководителями авиапредприятий обращался к летным директорам с призывом не бояться вводить механизм добровольных сообщений.

— Работает данный механизм и серьезно будет помогать вам в вашей же работе. При этом по собственному опыту могу сказать, что большинство тех сообщений, которые предоставляют командиры, пилоты, даже не подтверждается. Субъективное впечатление о том, что посадка была грубая, а выясняется, что не такая уж и грубая. Но это точно свидетельствует о том, что командир не замыливает инцидент, происшествие, которые имели место, — говорил Окулов.

Рекомендации о внедрении системы добровольных сообщений были сделаны в руководстве по предотвращению авиационных происшествий Международной организации гражданской авиации (ИКАО). При этом особо подчеркивалось, что важным элементом успешности такого механизма является соблюдение принципа невиновности добровольного информатора.

«Доверие к такой системе может быть быстро подорвано, если будут выявлены любые симптомы того, что она используется в целях выявления виновных, а не для извлечения уроков. В связи с этим в систему должны быть заложены гарантии обеспечения, при необходимости, анонимности лица, представляющего доклад», — говорится в документе ИКАО.

Пионером конфиденциальных сообщений в 1975 году стали США. Еще через год уже Австралия ввела конфиденциальную систему добровольных сообщений о предпосылках к летным происшествиям. Появились аналогичные системы в Канаде, в Великобритании и еще ряде других стран. В СССР такая система была введена только в середине 1980-х годов. По мнению некоторых специалистов, она не получила широкого распространения из-за неприятия в обществе такой формы добровольно-анонимного информирования.

По материалам газеты Известия