Применение в России международ-ных стандар- тов эксплуа- тации деловых самолетов IS-BAO позволит повысить безопасность полетов, - считают члены Объединенной Национальной Ассоциации Деловой Авиации России.
Применение в России международных стандартов эксплуатации деловых самолетов IS-BAO позволит повысить безопасность полетов, - считают члены Объединенной Национальной Ассоциации Деловой Авиации России.
В октябре 2011 года Правлением Ассоциации было подготовлено инициативное письмо в адрес заместителя председателя правительства Российской Федерации С.Б. Иванова с предложением рассмотреть возможность использования в РФ Международного стандарта эксплуатации делового самолета International Standart of Business Aircraft Operation (IS-BAO), его международной системы обучения и аудита для оценки соответствия российских эксплуатантов деловых ВС международным (а также российским) стандартам безопасности полетов. И уже в декабре, в адрес заинтересованных ведомств: Минтранса (И.Е. Левитину), Минпромторга (В.Б. Христенко) и Минэкономразвития (Э.С. Набиуллиной), было направлено поручение Правительства «с целью проработки вопросов по внедрению стандартов IS-BAO в деятельность гражданской авиации России».
Стандарт был разработан и ведется Международным советом деловой авиации (IBAC) при ИКАО, который аккредитует и ведет коллектив международных аудиторов высшей квалификации. Центральное место в стандарте занимает «Система управления безопасностью полетов» (Safety Management System – SMS), адаптированная к нуждам деловых ВС.
Следует отметить, что данному предложению предшествовало успешное двухлетнее применение Стандарта членами Ассоциации - операторами ВС. Преподавателями из Монреаля, которые внесли вклад в рождение этого стандарта более 10 лет назад, и при участии МГТУ ГА были проведены два учебных курса для заинтересованных российских операторов, сотрудников Росавиации, а также учебный курс для российских аудиторов-кандидатов в международный аудиторский коллектив. В настоящее время аудит IS-ВАО прошли пять российских компаний, эксплуатирующих самолеты в иностранных юрисдикциях, а статус международного аудитора IS-BAO получили четверо российских граждан.
«Этот стандарт получил широкое признание в США, Европе, Бразилии и других странах, где он используется как исключительно добровольный, но положительно влияет на имидж оператора у своего ведомства, а также у своих клиентов-заказчиков. В офшорных юрисдикциях, у которых не хватает своих национальных ресурсов в госрегулировании, он активно используется в качестве одного из возможных способов подтверждения соответствия оператора воздушного судна (основанным на последних рекомендациях ИКАО) национальным требованиям по безопасности полета – в первую очередь это SMS и Flight Operations Manual», - прокомментировал возможность применения стандартов в России член Правления Ассоциации, президент компании Jet2000 Леонид Кошелев. «В России, мы бы рекомендовали Минтрансу, в ответ на Поручение Правительства, создать для Росавиации возможность засчитывать успешно пройденный аудит IS-BAO и результирующую регистрацию оператора на сайте IBAC, как выполнение требования по СУБП/SMS у коммерческих операторов ВС до 19 мест (ФАП-11), и выполнения требований по РПП-РОТО и СУБП/SMS для операторов АОН (ФАП-147, 128). Такое «мягкое» включение российских операторов в признанную международным сообществом систему контроля за выполнением стандартов безопасности полета, несомненно, поднимет престиж российского регулирования. Кстати, это будет и достойной заменой требования минимального количества ВС, которое Минтранс планирует отменить для коммерческих эксплуатантов деловых самолетов», - сказал Л. Кошелев.
«Я отношусь к этому решению не столь однозначно, - отметил вице-президент ОНАДА Евгений Бахтин. IS-BAO - добровольный стандарт, и в этом качестве он, безусловно, может присутствовать в российской деловой авиации и окажет положительное влияние на безопасность полетов. Однако, документ, в существующем виде, не может быть вписан в действующее российское законодательство. Следует отметить также, что не везде IS-BAO воспринимается как панацея для повышения безопасности функционирования бизнес-авиации. В частности в Европе наблюдается весьма скептическое отношение операторов и авиационных властей к отдельным положениям этого стандарта. На мой взгляд, вместе с безусловно положительным влиянием на уровень безопасности полетов, выполнение этого свода правил, опутано лианами излишнего бюрократического формализма, накладывает дополнительные нагрузки на экипажи по ведению записей и документации, что вряд ли оправдано. По-видимому, было бы оптимальным продолжать применение IS-BAO в качестве добровольного стандарта, а также учесть основные положения IS-BAO при разработке федеральных авиационных правил».
Источник: Пресс-служба ОНАДА