Авиаторов начали штрафовать на сотни тысяч рублей

Замглавы Ространснадзора Владимир Черток винит в нарушениях в небе безалаберность пилотов и жадность авиакомпаний

Пилота-любителя, который весной «подрезал» президентский вертолет, оштрафовали всего на 2 тыс. рублей. Штрафы увеличатся, и теперь нарушителям использования воздушного пространства придется заплатить сотни тысяч, пообещал в интервью «Известиям» замглавы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Владимир Черток.

Недавно на коллегии Ространснадзора говорилось о росте числа авиакатастроф за первую половину 2012 года в 1,75 раза. Чем вы это объясняете?

— Необходимо напомнить, что увеличение катастроф произошло только в авиации общего назначения, а не во всей гражданской авиации. Этот рост свидетельствует о некачественной подготовке частных пилотов, об игнорировании и нарушении ими существующего воздушного законодательства.

Что это за нарушения?

— Большинство из них связаны с использованием так называемой зоны G, в которой разрешен уведомительный порядок полетов. Частники летают там, не предупреждая соответствующие авиационные власти. В первую очередь уведомление о маршруте необходимо для того, чтобы наземные службы могли дать авиатору информацию о резком изменении погоды на маршруте, а также оперативно обеспечить поиск и спасение в случае чрезвычайной ситуации.

Чем заканчиваются такие ситуации?

— На прошлой неделе в Тамбовской области разбились шесть человек на воздушном шаре. Если бы хозяин шара предупредил наземную службу о вылете, он бы получил информацию о погоде, катастрофы можно было бы избежать. Уведомление нужно и для аварийно-спасательного обеспечения, чтобы в случае ЧП было понятно, где искать самолет. Иначе получается, как с Ан-2 в Свердловской области, который улетел с гаишниками в неизвестном направлении. На его поиски уже потрачено 30 млн рублей. Часть людей,задействованных в поисках, теперь лечится от укуса клещей.

Какое наказание ждет нарушителей, будет ли оно ужесточено?

— Штрафы за нарушение воздушного пространства уже подняли до 300 тыс. рублей. Недавно был выписан первый такой крупный штраф на Дальнем Востоке, где пилот поднялся в воздух без разрешения.

Какие нарушения обычно встречаются на авиапредприятиях?

— Главная беда — экономия на безопасности. Массово нарушаются режимы труда и отдыха на авиапредприятиях. Не соблюдаются требования к системе организации безопасности полетов. Например, в печально известной компании «Як-Сервис», на самолете которой разбилась ярославская хоккейная команда «Локомотив», не было ни одного собственного инспектора по безопасности, следящего за подготовкой пилотов. Когда были расшифрованы данные о последних полетах этих летчиков, то выяснилось, что им не хватало опыта и навыков управления Як-42. Они лишь случайно не разбились раньше. Их нужно было в срочном порядке отправлять переучиваться.

Хватает ли инспекторам полномочий, чтобы наказывать нарушителей?

— Инспекторы имеют право беспрепятственного доступа на все транспортные объекты. В случае выявления нарушений инспектор может приостановить движение любого транспортного средства или деятельность предприятия на 90 суток. Плановые проверки по авиационной безопасности мы можем проводить не чаще одного раза в два года, а по транспортной безопасности — защищенность объектов от актов незаконного вмешательства — не чаще одного раза в год.

Есть проблема с людьми. Общая численность службы на всех видах транспорта — около5 тыс. человек,на которые приходится 600 тыс. субъектов надзора на транспорте. Поэтому в первую очередь мы акцентируем внимание на наиболее проблемных компаниях.

А есть черный список таких компаний?

— Черного списка нет, но мы осуществляем постоянный мониторинг и стараемся вносить в планы проверок проблемные предприятия, на которые поступали жалобы и где происходили инциденты.

Как вы оцениваете защищенность аэропортов и других транспортных объектов от терактов?

— После теракта в московском метро в марте 2010 года в России была принята Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. Все объекты воздушного транспорта и транспортные средства подлежат категорированию. После этого владельцы объектов и транспортных средств с привлечением специализированных экспертных организаций оценивают их уязвимость. На основании этой оценки уязвимости предприятие разрабатывает план обеспечения безопасности на объектах воздушного транспорта и транспортных средствах. Все крупные аэропорты и авиакомпании эти процедуры уже прошли, однако сотни тысяч небольших предприятий уклоняются от этого. На сегодняшний день получили категорию лишь 10% транспортных предприятий.

Почему руководители предприятий саботируют закон о транспортной безопасности?

— Они не хотят брать на себя ответственность за безопасность. Работы по технической и физической защите объекта должны выполняться силами собственника, а это снижает прибыльность бизнеса.

Сколько реальных угроз удалось предотвратить?

— Каждое нарушение — это уже угроза. Уместнее говорить о профилактике угроз. В основе выполнения этой задачи должны лежать два элемента: охранные мероприятия и информационная система, которая позволит заранее уведомить о предстоящей угрозе, распространить необходимую информацию, контролировать работоспособность всей системы обеспечения безопасности объекта.

Источник: Известия