Авиаторов-любителей начали штрафовать на сотни тысяч рублей


Замглавы Ространснадзора Владимир Черток винит в нарушениях в небе безалаберность пилотов и жадность авиакомпаний

Пилота-любителя, который весной «подрезал» президентский вертолет, оштрафовали всего на 2 тыс. рублей. Штрафы увеличатся, и теперь нарушителям использования воздушного пространства придется заплатить сотни тысяч, пообещал в интервью «Известиям» замглавы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Владимир Черток.

Недавно на коллегии Ространснадзора говорилось о росте числа авиакатастроф за первую половину 2012 года в 1,75 раза. Чем вы это объясняете?

Необходимо напомнить, что увеличение катастроф произошло только в авиации общего назначения, а не во всей гражданской авиации. Этот рост свидетельствует о некачественной подготовке частных пилотов, об игнорировании и нарушении ими существующего воздушного законодательства. 

Что это за нарушения?

Большинство из них связаны с использованием так называемой зоны G, в которой разрешен уведомительный порядок полетов. Частники летают там, не предупреждая соответствующие авиационные власти. В первую очередь уведомление о маршруте необходимо для того, чтобы наземные службы могли дать авиатору информацию о резком изменении погоды на маршруте, а также оперативно обеспечить поиск и спасение в случае чрезвычайной ситуации. 

Чем заканчиваются такие ситуации?

На прошлой неделе в Тамбовской области разбились шесть человек на воздушном шаре. Если бы хозяин шара предупредил наземную службу о вылете, он бы получил информацию о погоде, катастрофы можно было бы избежать. Уведомление нужно и для аварийно-спасательного обеспечения, чтобы в случае ЧП было понятно, где искать самолет. Иначе получается, как с Ан-2 в Свердловской области, который улетел с гаишниками в неизвестном направлении. На его поиски уже потрачено 30 млн рублей. Часть людей, задействованных в поисках, теперь лечится от укуса клещей. 

Какое наказание ждет нарушителей, будет ли оно ужесточено? 

Штрафы за нарушение воздушного пространства уже подняли до 300 тыс. рублей. Недавно был выписан первый такой крупный штраф на Дальнем Востоке, где пилот поднялся в воздух без разрешения.

Какие нарушения обычно встречаются на авиапредприятиях?  

Главная беда — экономия на безопасности. Массово нарушаются режимы труда и отдыха на авиапредприятиях. Не соблюдаются требования к системе организации безопасности полетов. Например, в печально известной компании «Як-Сервис», на самолете которой разбилась ярославская хоккейная команда «Локомотив», не было ни одного собственного инспектора по безопасности, следящего за подготовкой пилотов. Когда были расшифрованы данные о последних полетах этих летчиков, то выяснилось, что им не хватало опыта и навыков управления Як-42. Они лишь случайно не разбились раньше. Их нужно было в срочном порядке отправлять переучиваться. 

Хватает ли инспекторам полномочий, чтобы наказывать нарушителей?

Инспекторы имеют право беспрепятственного доступа на все транспортные объекты. В случае выявления нарушений инспектор может приостановить движение любого транспортного средства или деятельность предприятия на 90 суток. Плановые проверки по авиационной безопасности мы можем проводить не чаще одного раза в два года, а по транспортной безопасности — защищенность объектов от актов незаконного вмешательства — не чаще одного раза в год.

Есть проблема с людьми. Общая численность службы на всех видах транспорта — около 5 тыс. человек, на которые приходится 600 тыс. субъектов надзора на транспорте. Поэтому в первую очередь мы акцентируем внимание на наиболее проблемных компаниях. 

А есть черный список таких компаний?

Черного списка нет, но мы осуществляем постоянный мониторинг и стараемся вносить в планы проверок проблемные предприятия, на которые поступали жалобы и где происходили инциденты.   

Как вы оцениваете защищенность аэропортов и других транспортных объектов от терактов?

После теракта в московском метро в марте 2010 года в России была принята Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. Все объекты воздушного транспорта и транспортные средства подлежат категорированию. После этого владельцы объектов и транспортных средств с привлечением специализированных экспертных организаций оценивают их уязвимость. На основании этой оценки уязвимости предприятие разрабатывает план обеспечения безопасности на объектах воздушного транспорта и транспортных средствах. Все крупные аэропорты и авиакомпании эти процедуры уже прошли, однако сотни тысяч небольших предприятий уклоняются от этого. На сегодняшний день получили категорию лишь 10% транспортных предприятий. 

Почему руководители предприятий саботируют закон о транспортной безопасности?

Они не хотят брать на себя ответственность за безопасность. Работы по технической и физической защите объекта должны выполняться силами собственника, а это снижает прибыльность бизнеса. 

Сколько реальных угроз удалось предотвратить?

Каждое нарушение — это уже угроза. Уместнее говорить о профилактике угроз. В основе выполнения этой задачи должны лежать два элемента: охранные мероприятия и информационная система, которая позволит заранее уведомить о предстоящей угрозе, распространить необходимую информацию, контролировать работоспособность всей системы обеспечения безопасности объекта.

Источник: Известия