Через 10 лет число бизнес-джетов в Европе увеличится до 5000


Несмотря на существующие в европейской экономике проблемы, рынок деловой авиации продолжает расти. В настоящий момент в регионе эксплуатируется около 3500 бизнес-джетов

Несмотря на существующие в европейской экономике проблемы, рынок деловой авиации продолжает расти. В настоящий момент в регионе эксплуатируется около 3500 бизнес-джетов, большинство из них принадлежит владельцам и операторам из Западной Европы. По мнению экспертов AviaIM Jet Trading, вопреки текущей неустойчивости рынка, в долгосрочной перспективе количество частных и корпоративных самолетов в регионе увеличится до 5000 единиц, а также произойдет смещение центров развития в сторону Восточной и Северной Европы.

«Сегодня существует огромное количество самолетов, которые могут использоваться в частных, корпоративных или чартерных целях. Именно поэтому определить точное количество бизнес-джетов в Европе достаточно непросто. Некоторые специалисты полагают, что речь идет примерно о 2500 самолетов, другие уверяют, что их свыше 4000. Согласно нашим статистическим данным, сегодня в Европе насчитывается около 3300 самолетов, которые можно квалифицировать как бизнес-джеты. В любом случае, судя по существующим тенденциям, часть этих самолетов скоро определенно сменит своих хозяев и географию эксплуатации», - говорит Айрида Казлаускайте, представитель AviaIM Jet Trading. 

В обремененных серьезными финансовыми проблемами южно-европейских странах (Испания, Португалия, Италия, Греция) заметно снижается спрос на услуги деловой авиации, а также распродается часть парка бизнес-джетов. Низкие кризисные цены и высокое доверие к техническому состоянию европейских самолетов превратили Европу в основной рынок купли-продажи подержанных самолетов деловой авиации. Сегодня крупнейшим европейским покупателем (и одновременно крупнейшим в мире рынком деловой авиации) является Северная Америка.

Новый против подержанного

Европейские бизнес-джеты выставляются на продажу не только теми, кто испытывает финансовые трудности. Рынок деловой авиации каждого региона имеет свою специфику. В США для владельцев бизнес-джетов на первом месте стоят цена и техническое состояние самолета, в то время как европейцы предпочитают приобретать именно новые, только что собранные джеты. Последнее, в свою очередь, означает, что при обновлении своего авиапарка, европейские владельцы бизнес-джетов активно пополняют существующее в регионе предложение подержанных самолетов.

«Представители из Северной Америки – это не единственные игроки на рынке. Центральная и Восточная Европа, а также Скандинавия, на которых экономический кризис повлиял в меньшей степени, с растущим интересом присматриваются к выставленным на продажу подержанным бизнес-джетам. К приобретению судов они подходят более прагматично», - отмечает Айрида Казлаускайте.

Новые центры развития

На сегодняшний день в Восточной Европе насчитывается около 400 бизнес-джетов и еще 250 самолетов – в странах Северной Европы. Предполагается, что в последующие 10 лет  рынок деловой авиации будет заметнее всего расти именно в этих регионах. На фоне быстро восстанавливающейся экономики все больше предпринимателей региона получают возможность приобрести собственный самолет, развивается также и бизнес в регионе, повышая спрос на услуги бизнес чартера.

Hawker Beechcraft недавно объявил, что рынок деловой авиации в Центральной Европе за последние годы совершил огромный скачок вперед. Рост поставок бизнес-джетов только в Польше составил 160%. В этом нет ничего удивительного - рост национального ВВП коррелирует спрос на услуги деловой авиации. В 2011 году рост ВВП Польши превысил 4%. Согласно данным Европейской комиссии, в этом году самый быстрый рост ВВП будет приходиться именно на Восточную Европу, лидером которой, вероятно, станет Литва с прогнозируемыми 3,4%.

Рост ВВП стран-членов ЕС в 2012 году; источник: Европейская комиссия

«Параллельно восстановлению европейской экономики будет расти спрос на самолеты деловой авиации. По нашим подсчетам, через десять лет европейский флот бизнес авиации будет насчитывать около 5000 самолетов, что на 50% больше, чем сегодня», - резюмирует Айрида Казлаускайте.