Вторичный рынок демонстрирует вялый старт


Консалтинговая компания JetNet выпустила отчет о состоянии вторичного рынка деловых самолетов и вертолетов в марте и за первый квартал 2013 года

Консалтинговая компания JetNet выпустила отчет о состоянии вторичного рынка деловых самолетов и вертолетов в марте и за первый квартал 2013 года.

В марте 2013 года в самолетных (реактивные и турбовинтовые) сегментах вторичного рынка продолжилась тенденция по уменьшению относительного количества выставленных на продажу воздушных судов, по сравнению с тем же периодом 2012 года. При этом относительные запасы турбовинтовых самолетов продолжают показывать самое значительное снижение по сравнению с прошлым годом. Однако оба вертолетных сегмента в марте показали обратный тренд.

По данным JetNet, в первом квартале 2013 года сегмент подержанных бизнес-джетов показал вялый старт – по сравнению с прошлым годом снизилось количество сделок купли-продажи на 4,2%, и на 71 день больше требуется времени, чтобы продать самолет. Также негативной тенденцией можно считать 3,3%-ное снижение средней запрашиваемой цены.

В сегменте турбовинтовых самолетов из отрицательных моментов стоит отметить снижение сделок купли-продажи на 8,8% по сравнению с первым кварталом прошлого года. Но остальные рыночные показатели сегмента улучшились: средняя цена выросла на 18,7%, а время экспозиции сократилось на 20 дней.

Оба сегмента вторичного рынка вертолетов, газотурбинные и поршневые, показали с начала года двузначный порядок падения количества сделок купли-продажи, на 34,8% и 21,5% соответственно. Также сильно упали средние цены в сегменте газотурбинных вертолетов – на 38,4%, в то время как поршневые машины потеряли не так много, снижение цен в первом квартале 2013 года составило 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Впервые в свои отчеты JetNet добавила информацию по коммерческим лайнерам (реактивным и турбовинтовым), в число которых вошли самолеты, конвертированные в VIP-версии.  

В настоящее время по весовым характеристикам первое место по количеству выставленных на продажу бизнес-джетов занимают легкие самолеты (40% или более 1000 воздушных судов из почти 2500). Сравнивая данные с 2007 года по сегодняшний момент можно увидеть, что доля легких бизнес-джетов снизилась с 49% в 2007 году до 40% сегодня. А наиболее значительные изменения наблюдаются в сегменте тяжелых самолетов, доля которых увеличилась с 19% (313 самолетов) до 28% (693 самолета). Наибольшее беспокойство у аналитиков JetNet вызывает тот факт, что общее количество продающихся на вторичном рынке бизнес-джетов на протяжении достаточно продолжительного времени остается неизменным и очень высоким – почти 2500 самолетов, по сравнению с 1662 самолетами в 1-м квартале 2007 года. Как результат – на рынке условия диктует покупатель.

Так, несмотря на продолжающийся рост количества покупок на вторичном рынке бизнес-джетов, средняя стоимость подержанного самолета остается достаточно низкой и колеблется в коридоре от $ 4,75 млн. до $ 4,5 млн.

На вторичном рынке газотурбинных вертолетов в первом квартале 2013 года наблюдался резкий спад продаж по сравнению с прошлым годом. Количество сделок за квартал упало с 351 до 229, или 34,8%. Это самое низкое число квартальных сделок в течение последних семи лет.

Эксперты JetNet отмечают хорошие новости, приходящие с североамериканского рынка. Так как этот регион самый значительный в мире, то любые известия об экономической ситуации, как позитивные, так и негативные, отражаются на всей отрасли. И предварительные данные первого квартала по ВВП стали самыми лучшими за последние 5 лет. Реальный валовый продукт в годовом исчислении вырос на 2,5%. В докладе Бюро Экономического Анализа говорится о движении американской экономики к росту ВВП по итогам 2013 года к 3%. Также хорошим индикатором является то, что уже на протяжении 15-и кварталов подряд наблюдается рост американской экономики.

Однако недостаток финансирования, который наблюдается в настоящее время, отрицательно сказывается на рынке вертолетов и самолетов деловой авиации, и особенно на вторичном рынке. В том числе из-за этого в 2013 году, скорее всего, будет складываться ситуация, когда на вторичном рынке будет находиться достаточно большое количество самолетов и вертолетов по доступным ценам.

В период с 2000 года по сентябрь 2008 года количество сделок с привлечением кредитных средств и при оплате наличными было примерно одинаково. С началом экономического кризиса в конце 2008 года покупатели стали ощущать недостаток финансирования. Сейчас соотношение количества покупок за наличные и за счет кредитных средств делится в пропорции 77/23. И примерно такое же соотношение остается уже на протяжении последних четырех лет.