Африканская бизнес-авиация на подъеме


Сейчас на африканском континенте летают уже более 400 бизнес-джетов, и AfBAA считает, что их число может возрасти до более 600 самолетов

Global Express, представленный на выставке EBACE 2013 компанией Hangar8, можно считать символом африканской бизнес-авиации. Кроме окраски под зебру, этот дальний самолет может символизировать новый этап деловых перевозок на африканском континенте.  

Сейчас в Африке идет интенсивная разработка месторождений полезных ископаемых, что подразумевает работу здесь многих западных компаний. И если добраться сюда с других континентов не представляет сложности, то перемещение на внутренних направлениях иногда представляет нетривиальную задачу. Именно в таких условиях бизнес-авиация в полной мере показывает для деловых людей свои преимущества. Раздробленная  инфраструктура, сложные геополитические условия и сами размеры континента делают из бизнес-джета в Африке солидную инвестицию, и только в меньшей степени – символ статуса.

Транснациональные корпорации, работающие в Африке, с радостью готовы доплачивать за перелет на бизнес-джете, так как такой способ передвижения, по мнению западных бизнесменов, наиболее быстрый, гибкий и безопасный способ путешествовать. Тем не менее, несмотря на  понятные преимущества бизнес-путешествий, рост деловой авиации в Африке сталкивается с некоторыми перекосами.

Сейчас на африканском континенте летают уже более 400 бизнес-джетов, и недавно сформированная африканская ассоциация деловой авиации (AfBAA) считает, что их число может возрасти до более 600 самолетов. Однако для этого необходимо, чтобы реальные владельцы «вернули» свои самолеты из офшоров.   

Среди стран континента ЮАР пока остается доминирующим игроком на рынке бизнес-авиации (на страну приходится около четверти всего парка компании Gulfstream в Африке). Однако в последнее время в другой африканской стране, Нигерии, наблюдается  стремительный рост. По сообщениям местной прессы, в 2007 году в стране было только около 20 частных самолетов, а в 2013 году это число может составить 180 бизнес-джетов.

Такой рост (в том числе и значительное количество бизнес-джетов с иностранной регистрацией) заставил правительство Нигерии пойти на непопулярные меры и ограничить срок пребывания в стране всех зарегистрированных за рубежом деловых самолетов. Теперь они должны покинуть страну через 15 дней. Также авиационные власти запретили нахождение на борту самолета посторонних без присутствия владельца.

Тем не менее, факт остается фактом, и Нигерия является одним из самых быстрорастущих рынков – в прошлом году она заняла второе место по темпам роста после Китая.  

Похожая история наблюдается и в некоторых других регионах Африки южнее Сахары, в которых наблюдается экономический рост более пяти процентов. В настоящее время на развивающиеся рынки приходится более 30% поставок новых бизнес-джетов, и в последующие годы Африка станет ключевым полем битвы для крупных производителей, наряду с Латинской Америкой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

А наиболее распространенными в Африке для заказа чартера являются средние самолеты, такие как Hawker 800XP, Hawker 4000 и Nextant 400XT, а также легкие бизнес-джеты – Learjet 45 и Premier I.