Дифирамбы VLJ


Консалтинговая компания International Bureau of Aviation выпустила свой первый отчет о перспективах рынка бизнес-авиации, и исследователи ожидают увеличение количества бизнес-джетов сегмента VLJ до 2025 года в четыре раза

Консалтинговая компания из Великобритании International Bureau of Aviation (IBA) выпустила свой первый отчет о перспективах рынка бизнес-авиации, анонсированный на EBACE 2013 (сокращенный вариант, полная версия доступна за деньги). В отличие от корифеев этой области (FAA, Eurocontrol, Bombardier, Honeywell, Embraer, Zenith Jet), новички в «неблагодарном» деле прогнозов настроены чуть более оптимистично. Исследователи аналитического подразделения компании, которое называется Jet Intel, предсказывают рост мирового парка бизнес-джетов почти на 60% к 2025 году. К этому моменту он увеличится с 19 700 бизнес-джетов сейчас до 30 750 самолетов (то есть за 11 лет прибавка составит 11050 самолетов, для сравнения Bombardier прогнозирует с 2013 по 2022 гг. поставку 9800 самолетов, Honeywell  - около 10000, Zenith Jet - 9234).

Но наиболее поразительный вывод в своем докладе «Business Jet Asset Report 2013» исследователи сделали относительно сегмента VLJ. По мнению Jet Intel, парк этих самолетов покажет самые впечатляющие темпы роста, увеличившись почти в три раза, с 1014 до 4010 машин. Для сравнения, за тот же период ряды тяжелых джетов вырастут на 89% (до 3251 в 2025 году), а количество дальних и ультрадальних самолетов вырастет на 69%, до 5050. Прогнозируемый рост парка суперсредних бизнес-джетов составит 53% (3011 самолетов), самолетов среднего класса – 42% (7201) и легких – 19% (8228).

IBA ожидает «консервативный» рост флота легких и средних деловых самолетов, так как поставки новых бизнес-джетов в обоих сегментах будут компенсироваться за счет таких факторов, как переход нормативов по шуму от Stage II к Stage III и, соответственно, вывод из эксплуатации пожилых самолетов. Исследователи более оптимистично настроены в отношении больших бизнес-джетов, ожидая, что модернизация таких самолетов позволит некоторому их числу отложить списание из-за несоответствия правилам или по выработке ресурса.

Исследователи также оценили ликвидность бизнес-джетов. В докладе отмечается, что ухоженный Challenger 300 2008 года выпуска по-прежнему стоит около 61% цены нового, в то время как Hawker 4000 того же года оценивается всего лишь около 28% от своей первоначальной стоимости.

По материалам AINonline