VLJ спасут?


Сверхлегкие самолеты теснят в Европе легкие и средние бизнес-джеты

Ежегодная выставка Business Aircraft Europe, прошедшая в этом году в лондонском аэропорту Биггин Хилл, однозначно проходила под знаком пессимизма. Практически все выступающие спикеры прогнозировали для Европы довольно скромные результаты по итогам года. «Европейский рынок все еще находится в рецессии, которая началась в 2009 году, и сейчас мы продолжаем падать, хотя темпы немного снизились. Европейский рынок не добирает 15% до 2007 года, когда мы наблюдали пик активности. И это, к сожалению, еще не все. Еще в течении как минимум двух лет мы будем наблюдать этот тренд, а общее падение по сравнению с 2007 годом может составить 25%», - комментирует  Ричард Кое, глава консалтингового агентства WINGX.

Помимо бизнес-трафика, в Европе существенно упал спрос на большие и средние бизнес-джеты, и даже доля рейсов на легких джетах падает из месяца в месяц (так, в августе 2013 года падение составило 22% и 26% соответственно).  А вот что касается самолетов класса VLJ (Very Light Jet), то здесь картина совсем иная. Согласно докладу WINGS, именно в период 2008-12 гг. «малыши» существенно увеличили трафик с 4000 до 33000 летных часов, тогда как, например, самолеты класса Citation XLS и Hawker 700 за этот же период показали отрицательную динамику (127000 летных часов в 2008 году против 67000 летных часов в 2012 году). Таким образом, VLJ прошли за кризисный период путь от 3,6% рынка до 33%, при этом эффективность использования самолетов выросла до 35%.

Правда не все участники дискуссии согласны с г-ном Кое. Так, глава London Executive Aviation Патрик Маргетсон-Рашмор считает, что ситуация не столь трагична. «Безусловно, мы наблюдаем значительное снижение количества рейсов, выполняемых владельцами бизнес-джетов, но что касается чартеров, то здесь в Европе все же начинается подъем. Рынки Украины, Турции и особенно России дают хороший трафик, по крайней мере, в нашей компании. И я уверен, что такая же ситуация наблюдается и у других европейских операторов. Лично я считаю, что наши Cessna Mustang – самое слабое звено нашего парка», - комментирует г-н Маргетсон-Рашмор.

Однако глава компании Blink Камерон Огден и его коллега из GlobeAir Бернанд Фрагнер согласны с выводами главы WINGX и считают, что самолеты VLJ класса как никогда показывают свою эффективность именно в период экономической нестабильности. «Несмотря на то, что эти самолеты существенно ограничены своими летно-техническими характеристиками и пассажировместимостью, именно они позволили Blink и GlobeAir показывать просто фантастические темпы роста на общем фоне падения перевозок».

В любом случае, сложившаяся в Европе ситуация не однозначна. Как отмечают многие эксперты рынка, делать какой либо прогноз в этой ситуации неблагодарное дело. Если по итогам 2013 года падение бизнес-трафика составит менее 2,5%, то вполне возможно рецессия закончится уже к 2015 году. Но как будет развиваться рынок, вряд ли кто сможет предугадать.