В докладе уделено значительное внимание странам Латинской Америки и Азии, как двум новым регионам, где демонстрируется значительный трафик из США и Европы
Общие тенденции рынка
И Европа, и США за первые девять месяцев 2013 года показывают снижение по сравнению с прошлым годом (в годовом исчислении) в количестве фактически выполненных рейсов бизнес-авиации, по сравнению с тем же периодом в 2012 году. Причем, в США снижение составило минимальные 0,3%, в то время как Европа показала падение на 2,6%.
На другом берегу Атлантики европейская бизнес-авиация борется со своими проблемами. В Северной Европе активность бизнес-авиации снизилась в этом году на 3,9%. А в Южной Европе, где в последние годы наблюдалось существенное снижение, за первые девять месяцев 2013 года хоть и наблюдался спад, но всего на 1,8%.
Тренды по категориям бизнес-джетов
С точки зрения популярности категорий самолетов, Европа стала свидетелем снижения летной активности в последние годы почти повсеместно. Категория легких бизнес-джетов, которая включает в себя самолеты начального уровня, легкие и суперлегкие, в течение последних двух лет показала существенное снижение трафика в значительной степени из-за снижения популярности подкатегории легких джетов. В категории средних самолетов, которая включает в себя средние и суперсредние бизнес-джеты, в последние годы наблюдалось аналогичное падение.
Единственной категорией бизнес-джетов, где в последнее время росла популярность, стали тяжелые самолеты, включающие в себя подкатегории тяжелых и ультрадальних воздушных судов. Это связано в первую очередь с популярностью в регионе сверхдальних рейсов. Судя по всему, этот тип самолетов не подвержен общим тенденциям рынка – количество фактически выполненных рейсов на сверхдальних бизнес-джетах увеличилось на 7,7% в период между 2011 и 2012 гг, и на 13,7% в течение первых девяти месяцев 2013 года по сравнению с тем же периодом 2012 года.
В США в этом году также наблюдается снижение популярности по категориям самолетов, особенно в легком и среднем классе. Полеты на легких бизнес-джетах, которые росли в период между 2011 и 2012 годами, за первые девять месяцев 2013 года снизились. Это снижение, однако, сдерживается сильным ростом в подкатегории самолетов начального уровня. Категория средних самолетов, которая в период между 2011 и 2012 показала незначительный рост, в этом году сменила знак и незначительно снизилась.
Как и в Европе, на американском рынке «балом правит» категория тяжелых бизнес-джетов, показавшая значительный рост числа полетов в течение первых девяти месяцев 2013 года, что также связано с ростом популярности сверхдальних рейсов. Тем не менее, в отличие от Европы, рост популярности сверхдальних бизнес-джетов в США фактически взлетел в течение последнего года на 14,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Особый акцент: Азия и Латинская Америка
Количество рейсов бизнес-авиации из Азии и Латинской Америки растет из года в год, как в Соединенные Штаты, так и в Европу. Также значительно выросло количество запросов на рейсы в Латинскую Америку из США – на 31%, и в Азию – на 26%. Популярность этих направлений из Европы тоже растет, на 35% увеличилось количество запросов на рейсы в Азию, и на 18% – в Латинскую Америку.
Как и следовало ожидать, в США большинство вылетов в этих направлениях происходит из городов на юге или западе. А в Европе запросы на рейсы в Азию и Латинскую Америку распространены довольно равномерно среди самых популярных городов региона, при этом подавляющее большинство вылетов происходит из лондонских аэропортов.
В то время как запросы в Латинскую Америку и Азию из США продолжают расти по всем категориям бизнес-джетов, по данным Avinode, категория легких бизнес-джетов показала самый быстрый рост в течение 2013 года. С другой стороны, европейские путешественники почти всегда запрашивают для полетов в регионы тяжелые самолеты.
Средняя цена за милю при полете в Азию и Латинскую Америку также находится на подъеме. Для поездок из США по сравнению с прошлым годом имел место рост цен на 1% в Азию и на 9% в Латинскую Америку. За тот же период европейцы платили на 3% больше в полетах в Азию и на 6% – в Латинскую Америку.