Владельцы стали реже продавать свои бизнес-джеты


Мировой флот бизнес-джетов растет, но владельцы пользуются самолетами дольше, чем до кризиса

Никто не сомневается, что рынок бизнес-джетов значительно изменился за время кризиса. И цифры, которые сейчас у всех на виду – сокращение поставок новых бизнес-джетов, снижение трафика и выброс на вторичный рынок большого числа «лишних» самолетов, говорят о стагнации, несмотря на некоторый оптимизм последнего времени (поставки понемногу растут). Но есть несколько скрытых параметров, которые не позволяют пока говорить о скором восстановлении рынка.

Corporate Jet Investor, со ссылкой на JetNet, сообщает об увеличении времени эксплуатации бизнес-джетов одним владельцем. Так, в 2005 году владельцы бизнес-джетов в среднем летали на своем новом самолете в течение 3,6 лет. Теперь эта цифра составляет 4,8 года. То же самое произошло и в сегменте подержанных самолетов, срок нахождения которых в руках одного владельца вырос с 2,1 года до 3,1 года.

И это имеет свое объяснение, поскольку сейчас на продажу выставлено намного больше самолетов, чем в те «тучные времена», и соответственно найти нового покупателя сложнее. Так что, даже если владельцы хотят продать самолет, они сталкиваются с большой конкуренцией, что делает процесс продаж значительно дольше – в настоящее время это занимает в среднем 401 день. Стоит также вспомнить, что в 2008 году флот выставленных на продажу самолетов резко вырос с 1635 до 2608 единиц.

Однако, если посмотреть на данные JetNet, стоит отметить, что в период между 2005 и 2008 годами среднее время, которое владелец эксплуатировал свой бизнес-джет, также выросло. В 2008 году владельцы, как правило, летали на новых самолетах по 4,5 года, поэтому, возможно, в 2005 году была аномалия этого параметра. Но все равно, даже такая цифра несколько меньше, чем нынешняя.

Также стоит рассмотреть количество выставленных на продажу самолетов. По данным компании Amstat, сейчас продается 12,7% мирового флота бизнес-джетов, что на протяжении последних 20 лет является неизменным. JetNet считает, что эта цифра несколько выше (13,3%), но в любом случае не стоит забывать, что общий парк самолетов вырос, так как производители продолжают поставлять новые самолеты (например, с 2008 года мировой флот вырос на 3000 единиц). Тем не менее, по данным JetNet общее количество предающихся бизнес-джетов составляет 2572 машины, что только на 36 самолетов меньше, чем в пиковом 2008 году.