Рынок демонстрирует зрелость


Для ГК Авком ушедший год стал одним из самых насыщенных за последние несколько лет. В течение года компания параллельно реализовывала несколько крупных проектов
Для ГК Авком ушедший год стал одним из самых насыщенных за последние несколько лет. В течение года компания параллельно реализовывала несколько крупных проектов, а под занавес стала чуть ли не главным ньюсмейкером на отечественном рынке, анонсировав, пожалуй, самый амбициозный проект строительства «с нуля» в подмосковном «Раменском» крупного Центра Деловой Авиации. Сегодня наш собеседник, Президент ГК Авком Евгений Бахтин, не только расскажет об итогах работы компании, но и поделится своими наблюдениями о том, как отечественный рынок бизнес-перевозок чувствовал себя в течение года и какие проблемы нам придется решить в этом году.


Январь – традиционное время подведения итогов работы компаний за минувший год. Но сначала все же хотелось бы, чтобы Вы поделились своими впечатлениями о «здоровье» отечественного рынка бизнес-перевозок в 2013 году. Какие, по Вашему мнению, главные события происходили на нем?

Российский рынок деловой авиации в 2013 году продолжил умеренное развитие: среднегодовой темп роста составил 12%. Невысокие, но стабильные показатели индексируются не первый год, что свидетельствует как о наступившей зрелости рынка, так и о том, что он приближается к порогу насыщения. Например, уже сейчас очевидны признаки стагнации в секторе покупки новых бизнес-самолетов российскими владельцами: они заказываются в основном для обновления существующего парка. Стремление некоторых владельцев частных бизнес-джетов любыми, даже не вполне законными способами компенсировать издержки на содержание самолета стимулировало рост предложений в сегменте чартерных бизнес-перевозок. В результате насыщения этого сегмента стоимость бизнес-чартеров снизилась, что привело к дополнительному спросу на услуги.

В прошедшем году рынок Московского авиационного узла начал постепенно перераспределяться в пользу недавно активизировавшегося аэропорта Шереметьево, а также Остафьево. Эта тенденция продолжится и в перспективе, но уже благодаря абсолютно новым игрокам – Международному центру бизнес-авиации в Раменском, строительством которого занимается ГК Авком, и проекту в Кубинке.

Несомненно, наиболее важные события 2013 года связаны с развитием инфраструктуры: это – открытие нового комплекса бизнес-авиации в Пулково, расширение возможностей комплекса в Шереметьево и начало реализации «пилотного» проекта в Раменском, который в перспективе решит проблему острейшего дефицита доступной инфраструктуры для деловой авиации и АОН в контексте всей страны.  

Можно ли считать, что за последние несколько лет наш рынок стал более цивилизованным, или все же ему до сих пор присущи болезни становления? Каковы основные проблемы, тормозящие его развитие?


Безусловно, рынок деловой авиации демонстрирует все признаки зрелости, перейдя от «перегретых» 50%-х темпов роста нулевых годов к умеренно-устойчивому 10-12%-ому подъему.

Положительные результаты дает активная работа ОНАДА за предыдущие годы. Напомню, нам удалось существенно модернизировать законодательные нормы деятельности российской бизнес-авиации, в частности добиться обнуления ввозных пошлин, государственной регистрации прав собственности. Вместе с этим, Россия присоединилась к Кейптаунской конвенции. В результате этих комплексных мер для отечественной деловой авиации были созданы условия, практически идентичные западноевропейским стандартам. Результат не заставил ждать: ежегодно количество частных и корпоративных бизнес-самолетов, становящихся «под российский флаг», удваивается, и 2013 год в этом отношении не стал исключением.

Вместе с тем, все еще архаичными остаются процедуры таможенного оформления временного ввоза или вывоза бизнес-самолетов, выполняющих международные рейсы. Несмотря на нормы, установленные Таможенным Союзом, таможенные органы на местах пользуются прежними устаревшими инструкциями, а исполнение таможенных процедур связано с  бюрократической формалистикой, занимающей зачастую неоправданно долгое время.

ГК Авком на протяжении всего года была активной на информационном рынке  российской бизнес-авиации. С какими основными производственными показателями группа компаний закончила этот год?

В 2013 году центр технического обслуживания Авком-Д продолжил поступательное наращивание объема ремонтных работ: показатели по такому ресурсоемкому виду работ как замена силовых установок выросли вдвое по сравнению с 2012 годом. Объем периодических форм ТО бизнес-джетов, проводимых в центре ТО в Домодедово, также значительно увеличился в 2013 году – на 30% по сравнению с предыдущим годом. При этом квалификация инженеров Авком-Д, использующих самые передовые технологии и оборудование, позволила выйти на беспрецедентный для России уровень – параллельное непрерывное техобслуживание  2-3 самолетов одновременно.


Проведение работ по техобслуживанию и ремонту бизнес-джетов было бы невозможно без соответствующей сертификации от авиационных властей. В 2013 году Авком-Д продлил на 2 года сертификат ФАП-145, который подтвердил высокое качество предоставляемых услуг в области технического обслуживания бизнес-джетов Hawker 700/800, их двигателей и комплектующих. Кроме того, база Авком-Д получила возможность проводить различные формы ТО на популярных в России бизнес-джетах Hawker серий 750/850 XP.

В 2013 году компания Авком-Д продолжила укреплять свои позиции на международном рынке, положив начало сотрудничеству с мировым лидером двигателестроения Pratt & Whitey Canada. База Авком-Д получила сертификат на выполнение всех видов работ на двигателе РТ-6, который установлен на 30% от всех турбовинтовых гражданских самолетов в мире. Мы стали единственным провайдером услуг по техобслуживанию в России и СНГ, компетенция которого позволяет выполнять замену, так называемой, «горячей части» двигателя – наиболее ответственного агрегата в работе силовой установки.

В самом конце года ГК Авком анонсировала проект строительства в аэропорту «Раменское» Центра Деловой Авиации. Известны ли детали будущего комплекса, имена партнеров, инвестиции и конечные сроки реализации?


Проект строительства Международного центра бизнес-авиации в Раменском будет реализован в беспрецедентно короткие сроки – с 2013 по 2015 годы, общий объем инвестиций составит 70-80 млн. долл. На первом этапе мы проложили внешнюю подъездную дорогу и реконструировали бетонные площадки перрона и стоянок. На очереди – строительство бизнес-терминала, отапливаемых ангаров, а также уникального для Москвы речного терминала, который сможет принимать пассажиров, добирающихся из центра мегаполиса в аэропорт по Москва-реке. Вторым этапом станет создание летной школы для пилотов и принципиально новой для России площадки – так называемой, show room, на которой для потенциальных покупателей будут демонстрироваться самолеты частной и деловой авиации.

Оперативность в реализации проекта объясняется применением уникальной в России технологии модульного моделирования и возведения терминалов и ангаров. Строительство типовых модульных конструкций позволит не только существенно сэкономить время, но и значительно оптимизировать расходы благодаря унификации элементов строений, их серийному выпуску. Более того, центр в Раменском должен стать «испытательным полигоном» внедрения типовых технологий сборки объектов инфраструктуры и отработки процедур сертификации работ по ТОиР. Это позволит нам разработать рекомендации, благодаря которым в любом региональном аэропорту можно будет быстро построить качественный и недорогой центр деловой авиации и АОН, так необходимые сейчас в стране.

Как Вы оценили бы работу ОНАДА России в минувшем году, где являетесь Вице-президентом?

В 2013 году ОНАДА существенно повысила свой рэйтинг как общественный орган, объединяющий отраслевые интересы всех субъектов деловой авиации. Об этом свидетельствует как почти 40%-ый рост численности членов ОНАДА, так и практическое участие ассоциации в отраслевых конференциях, семинарах и других профильных мероприятиях, проводимых в стране и за рубежом.

В планах работы ОНАДА на 2014 год – проведение целого комплекса мероприятий, которые, как мы надеемся, будут активно способствовать созданию более благоприятного бизнес-климата в России для развития рынка деловой авиации.

Планы компании на 2014 год и прогноз развития рынка.


Традиционно, векторами развития отечественного рынка деловой авиации являются интенсивность полетов и состояние парка воздушных судов, которое выражается в количестве приобретаемой техники. Именно по этим двум направлениям отрасль продолжит развиваться. Вместе с тем, рост будет происходить более умеренными темпами в 10-15%, а не сногсшибательными 50%, как это было в недалеком прошлом. Принимая в расчет конъюнктуру рынка, наша группа компаний  развивает свои услуги сразу в обоих направлениях и готовит рынку несколько принципиально новых предложений. Об этих планах мы более подробно расскажем авиационной общественности в апреле 2014 года. Сейчас раскрою только, что одно из направлений нашей работы – это создание своего рода лоукостера для отрасли деловой авиации, где ощущается острая потребность в расширении ценовой доступности услуг.
 
Демократизировать деловую авиацию мы планируем не только в небе, но и на земле: здесь главная цель компании на 2014 год – поступательная  реализация проекта нового центра бизнес-авиации в Раменском. При этом надо понимать, что эта задача стратегически важна не только для ГК Авком – этот проект выходит далеко за рамки одного только Раменского, он значим для всего регионального рынка бизнес-авиации. Возможность оперативно создавать доступную и качественную транспортную инфраструктуру станет одним из мощнейших драйверов развития деловой авиации в регионах России. Это позволит демократизировать деловую авиацию в стране, превратить ее из элитарной – в авиацию для дела, именно в таком качестве она существует на Западе. В этом случае деловая авиация сможет выполнять все те функциональные задачи, которые в силу объективных особенностей не могут выполнить остальные типы воздушных перевозок.